Программа воспитания и социализации обучающихся




НазваниеПрограмма воспитания и социализации обучающихся
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России и с учетом основных положений Программы воспитания и социализации обучающихся в ОС «Школа 2100» (основная школа), авторы: З.И. Курцева, Д.Д. Данилов.

Программа направлена на:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

  • формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;

  • формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

  • формирование экологической культуры.

Программа обеспечивает:

  • формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

  • усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

  • приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности; социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека;

  • формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

  • приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

  • участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

  • формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

  • развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

  • учёт индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

  • сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы;

  • совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

  • осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

  • осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

  • формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

  • овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

  • формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

  • осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Программа воспитания и социализации учащихся в ОС «Школа 2100» для основной школы (далее – Программа) отвечает требованиям следующих документов: «ФГОС. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования», «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в которых отмечается отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность; отсутствие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни; недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа, что в результате привело к отрицательному влиянию на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и культуре подрастающего поколения.

Данная Программа базируется на личностных и общественных ценностях, обозначенных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100», и согласно принципам непрерывности и преемственности обучения и воспитания учащихся логически продолжает основные направления Программы духовно-нравственного развития и воспитания в ОС «Школа 2100» для начальной школы (добрые чувства, мысли и поступки; страна граждан; труд для себя и для других; здоровье тела и духа; природа – наш дом; красота спасёт мир), однако ключевым понятием в данной Программе является понятие культура, объединяющее все общечеловеческие цели и ценности, а также исторически сложившиеся способы их восприятия и достижения.

Учитывая общеизвестные определения понятия «культура» (культура как «совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством на протяжении истории»), а также «деятельностный» подход к его трактовке, особое внимание необходимо обращать на роль образовательной среды в воспитании и социализации учащегося и влияние на него современной массовой культуры через средства массовой информации, нередко навязывающей подростку недостойные образцы культуры в качестве стандарта.

Настоящая программа ориентирована на воспитание и социализацию подростков (11–15 лет), психологические особенности которых свидетельствуют о личностной нестабильности, особой форме самосознания, углублении в свой собственный внутренний мир, стремлении самореализоваться и складывающихся этических нормах поведения, поэтому воспитание общей культуры личности обучающегося во всех её проявлениях будет способствовать развитию социализации личности; формированию социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профессиональной ориентации; развитию у подростка личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни; ответственности за свои поступки, за настоящее и будущее своей страны.

Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учёными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.

Вышеобозначенные положения позволяют выделить базовые направления развития социализации и культуры личности учащегося основной школы в преемственности с начальной школой.


Преемственность с направлениями начальной школы

Направления социализации в основной школе

(ключевые ценности)

Добрые чувства, мысли и поступки

Культура духовно-нравственная и эстетическая (Добро)

Культура поведения

(Семья. Толерантность.)

Страна граждан

Культура гражданская (Родина)

Культура самоидентификации. (Мировоззрение. Солидарность. Социализация)

Труд для себя и для других

Культура учебной и трудовой деятельности

(Образование)

Здоровье тела и духа

Культура здорового образа жизни (Здоровье)

Природа наш дом

Культура экологическая (Природа)

Красота спасет мир

Культура эстетическая (Красота)


Социализация и общекультурное развитие личности учащегося – процесс длительный, разноуровневый, и только при условии органичного взаимодействия и взаимопроникновения всех обозначенных выше направлений можно рассчитывать на положительный результат.

  1. ^ Духовно-нравственная культура личности. (Доброта в чувствах, мыслях и поступках).

Успех социализации обучающегося будет зависеть прежде всего от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности. Духовно-нравственная культура зиждется на таких основных общечеловеческих ценностях и моральных категориях, как добро, истина, совесть, искренность, любовь, милосердие, сострадание, скромность и др.

^ Нравственная культура личности во многом определяет жизненную позицию человека, его отношения не только с другими людьми и обществом в целом, но и с природой. В основе нравственной культуры лежит нравственное сознание человека, способного различать добро и зло, сознательно делать выбор в процессе усвоения культурно-исторического опыта (знаний, умений, норм, ценностей, стилей поведения и т.п.) того общества, к которому он принадлежит, совершать позитивные поступки (в том числе речевые). Духовная культура имеет более высокий уровень сознания личности и свидетельствует об устойчивости нравственных качеств человека, который совершает добрые поступки бескорыстно, по велению души, сердца, не ожидая похвалы и наград.

  1. ^ Гражданская культура личности. (Родина – страна граждан).

Воспитание гражданской культуры предполагает развитие у подростка чувства патриотизма, преданности, долга, чести, гражданственности, толерантности, ответственности, оптимизма и веры, стремления к социальной солидарности и взаимопомощи, осознания общественных задач (коллектива, народа) и активности в их реализации, умения достойно и конструктивно решать вопросы проблемного характера. Об уровне развитости гражданской культуры свидетельствуют знания человека о правовых нормах, установленных государством, о многообразии культур и народов единой страличных добрых коллективных делах, благотворительных акциях и организациях и т.д.

  1. ^ Культура самоидентификации личности. (Мировоззрение личности и солидарность людей).

В настоящее время назрела необходимость говорить о проблеме самоидентичности человека, поэтому в ФГОС как одно из приоритетных направлений разработки программ для основной школы заявлена работа по обеспечению «социальной самоидентификации обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности». Развитие культуры самоидентификации личности в социуме основывается на нравственном сознании, гражданской позиции и духовном здоровье человека, которые в свою очередь определяются социокультурной ситуацией в семье, коллективе, обществе (в частности СМИ). Термин «самоидентификация» тесно связан с такими понятиями, как самоопределение и самовоспитание личности, и трактуется как отождествление личности с определенной социальной группой, образом, архетипом и т. д., реализующими свою речевую деятельность в соответствии с их социальными ролями.

В зависимости от изменения своего идентификационного статуса и социальной роли (ученик – учитель, дети – родители, мальчик – девочка, юноша – девушка, старший – младший, знакомые – незнакомые, дилетант – профессионал и т.д.) в конкретных коммуникативных ситуациях меняется и речевая роль человека.

Важно формировать такие способности обучаемых, которые помогут противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды. Существенную роль в содействии социализации и самоидентификации учащихся играют их родители, педагогической компетентности которых необходимо уделять особое внимание. Развитие культуры самоидентификации личности будет содействовать вырабатыванию чувства самоуважения, формированию позитивной самооценки; овладению учащимся знаниями и умениями, связанными с развитием представлений подростка о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; приобретению практического опыта, соответствующего его интересам и способностям, развитию конструктивных способов самореализации.
  1   2   3

Похожие:

Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся
Способы достижения целей. Основные направления и мероприятия организации воспитания и социализации обучающихся
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма воспитания и социализации обучающихся на ступени основного...
Бную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых...
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма воспитания и социализации учащихся на ступени основного...
Якутия), принятые по вопросам воспитания подрастающего поколения: Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании», государственная...
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования мбоу сош №16 (далее Программа) разработана...
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма «Духовно-нравственного развития, воспитания и социализации...
Принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников моу гимназия №32
Программа воспитания и социализации обучающихся iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального образования
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПроект 2013г. Содержание
Цель и задачи программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма воспитания и социализации
Сегодня под воспитанием все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления...
Программа воспитания и социализации обучающихся iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания и социализации...
Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, фгос основного общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница