Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста




НазваниеРасширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей раннего возраста №38

От 18 .02. 2013 г.

Цель: Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста.



г. Ангарск, 2013г.


Теоретическая часть

1. Вступление

1.1. Разминка «Программные задачи по развитию речи»

1.2. Принципы работы по развитию речи с детьми раннего возраста

1.3. Виды игр-занятий по развитию речи с детьми раннего возраста

1.4. Виды речевой деятельности, используемые вне игр – занятий

1.5 Методы и приемы развития речи детей раннего возраста

Практическая часть

1.6 Анализ конспектов игровых занятий

по развитию речи

1.7 Выставка пособий по развитию речи

1.Вступление
Особый интерес с психолого-педагогической точки зрения представляет собой исследование проблемы речевого развития детей в раннем возрасте, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ранний возраст – это сензитивный период развития речи, т.е. период, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.

Психологи (Л.Выготский, А. Н.Леонтьев, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, Г.Л. Розенгарт – Пупки и др.) убедительно показали, что все психические процессы у ребенка - восприятие, память, мыслительные операции, воображение – развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка – это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является, в свою очередь, условием его личностного развития.

Результаты исследований показывают, что если по каким – либо причинам ребенок до трех лет не начал говорить, в дальнейшем усвоение речи происходит с гораздо большими трудностями. Возникшие из-за ее отсутствия отклонения в психическом развитии требуют специальной компенсации, что хорошо видно на примере глухонемых детей, которых начинают обучать речи после 3 лет. У них обнаруживается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов и качеств: не возникает сюжетно-ролевая игра, отсутствует предметное рисование, задерживается развитие восприятия и мышления. Все эти недостатки могут быть устранены ценой большого труда, направленного не только на обучение речи, но и на другие стороны развития.
^ 1.1 Разминка «Программные задачи по развитию речи».
Задачи по развитию речи

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под. Ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
^ Вторая группа раннего возраста (от 1 до 2 лет)

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Понимание речи

Расширять запас понимаемых слов. Развивать умение по слову взрослого находить и показывать на картинках игрушки, предметы одежды, посуды.

Развивать умение понимать слова, обозначающие части тела человека (руки, ноги, голова); части лица (рот, глаза, уши); бытовые и игровые действия (умываться, гулять); цвета предметов (красный, синий); контрастные размеры (большой, маленький); формы (кубик, кирпичик).

Приучать детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.

^ Активная речь. Совершенствовать умение детей подражать звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных действий (спи, иди, упал и т.п.).

Развивать умение показывать и называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении (к 1 году 3 месяцам) и их же в действии (к 1 году 6 месяцам).

Приучать детей отвечать на вопросы « Что это?», «Что делает?».

Побуждать переходить от общения жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.

Развивать умение произносить по подражанию предложения из двух слов.

^ От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.

Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).

Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.

Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.), способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.)

Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.

Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с некоторыми предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).

Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.

^ Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав ав – собака и т.п.).

Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к звукоподражанию.

Продолжать расширять и обогащать словарный запас:

  • Существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;

  • Глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать и т.п.);

  • Прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;

  • Наречиями (высоко, низко, тихо).

  • Формировать умение детей составлять фразы из 2-3 слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени; использовать предлоги (в, на, за, к, с). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где).

  • Способствовать формированию интонационной выразительности речи.

  • Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри; кто пришел, и скажи нам и т.д.).



^ Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Образовательная область «Коммуникация»

«Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.


^ Развитие свободного общения со взрослыми и детьми

Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных). На картинках показывать состояния людей и животных: радуется, грустит и т.д.

Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.
^ Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи
Формирование словаря

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию и цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш» и т.п.; называть их местонахождение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

  • глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать-закрывать, снимать-надевать, брать-класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

  • прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

  • наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

К концу года дошкольники должны иметь словарный запас не менее 1000-1200 слов.
^ Звуковая культура речи

Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
^ Грамматический строй речи

Совершенствовать грамматическую структуру речи.

Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов « «Кисонька – мурысенька, куда пошла?»).
^ Связная речь

Помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «кому?», «какой?», «где?», «когда?», «куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Задание «Заполнить таблицу»
Программные задачи по развитию речи





2 группа раннего возраста

1 младшая группа

Понимание речи






Активная речь






Развитие свободного общения со взрослыми и детьми







Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи




Формирование словаря

Звуковая культура речи

Грамматический строй речи

Связная речь


^ 1.2 Принципы работы по развитию речи с детьми раннего возраста


  1. Развитие ведущих для данного возраста качеств и форм поведения

Игры-занятия, игры, организованные взрослым, направлены на решение развивающих задач.
^ На втором году жизни начинается интенсивное развитие собственной речи ребенка, которую принято называть активной.

Первый период (с конца первого года жизни до полутора лет) в развитии речи детей на втором году жизни характеризуется интенсивным развитием понимания речи окружающих и возникновением первых слов. Первые слова ребенка имеют ряд специфических черт, настолько отличающих их от речи взрослых, что они получили название автономной детской речи.

На 2-м году жизни развитие речи не только непосредственно связанно с общением со взрослыми, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов.

Ребенок еще не умеет обобщать в слове однородные предметы, которые отличаются друг от друга по размеру, материалу, цвету и т.д.

Вследствие чего при проведении игр-занятий по развитию речи следует подбирать различные по величине, цвету, материалу набору однородных предметов.

Опора на наглядность – важная особенность понимания слова ребенком.

Специалисты рекомендуют для ускорения развития речевых центров использовать массаж и физические упражнения для кистей рук, особенно пальцев, двигательные центры которых в головном мозге располагаются рядом с речевыми центрами. Ежедневные такие упражнения и 2 - 3 минутные занятия по овладения навыками речи ускоряют ее развитие на 3-4 недели уже в первом полугодии 2-го года жизни.

Второй период в развитии речи обычно наступает после полутора лет и характеризуется нарастанием темпа развития, выдвижением на первый план самостоятельной речи.
^ Детей третьего года отличает высокая речевая активность.

В этом возрасте стремительно развиваются все стороны речи ребенка. Речь включена практически во все аспекты его жизнедеятельности. В речи детей появляются глаголы, причем они могут употребляться в прошедшем и будущем времени. Начинает формироваться регулирующая функция речи, так как ребенок может слушать и следовать инструкции взрослого, выполняя его требования о том, что и как надо сделать.

В речи детей широко представлены местоимения (личные и притяжательные: я, мы, мой, твоя и т.д.). Дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий.

Развитие речи детей раннего возраста осуществляется в процессе непосредственного общения со взрослыми. Вот почему так важно сопровождать поведение малышей речевыми обращениями к ним, короткими беседами, комментированием происходящего. В течение дня педагоги должны находить время для индивидуального общения с ребенком.

В данном возрасте сохраняется прямая зависимость речевого развития от двигательного и познавательного - сенсорного. Развитие движений является базой для познания окружающего мира, а познавательное развитие - средством для развития речи. Именно поэтому в данном руководстве речевое развитие дается в единстве с познавательным.


  1. ^ Интеграция воспитательных и образовательных задач

Необходимо способствовать развитию деятельности анализаторов, расширению ориентировки в окружающем, усложнению различных видов деятельности, развитию речи и моторики. Установлена тесная связь между развитием речи, движением, восприятием, получением необходимого количества впечатлений, развитием крупной и мелкой моторики.

Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач образовательной области «Коммуникация» осуществляется во всех областях Программы. Соответственно и эффективная реализация психолого-педагогических задач других областей Программы невозможна без полноценной коммуникации.

Все занятия и игры строятся на взаимосвязи сенсорного и речевого развития.


  1. ^ Обучение детей носит организованный и системный характер

Игры-занятия должны проводиться по намеченному плану и преследовать определенную цель, постепенно усложняться по мере освоения материала. При планировании игр-занятий наиболее важные повторяются 2-3 раза в неделю в течение месяца, постепенно усложняясь.


  1. ^ Учёт возрастных и индивидуальных особенностей лежит в основе организации и повторяемости занятий и игр с детьми

Педагог, работая с детьми 3 года жизни, должен учитывать возрастающую способность детей к наглядно-образному мышлению, учит детей действовать по инструкции, выполняя многие действия по представлению в воображаемом плане.

Дети 3-го года жизни в силу возрастных особенностей их центральной нервной системы в 2-3 раза быстрее осваивают программный материал. Задания, упражнения должны представлять посильную трудность для ребят.

Число детей определяется типом занятия. Показы кукольного театра, инсценировки сказок, наблюдения на прогулке можно проводить со всей группой. Игры-занятия, имеющие целью вызвать детей на сложные речевые высказывания или воспитать у них новые умения, проводятся по подгруппам (состоящим в среднем из 8-10 участников). В эти подгруппы подбираются дети, имеющие более или менее одинаковый уровень развития.

В данном возрасте наряду с играми-занятиями по подгруппам должны проводиться индивидуальные игры-занятия и дидактические игры.


  1. ^ Требования, предъявляемые к детям, должны быть посильны

Предполагающий, предоставление ребенку заданий определенного уровня, выполнение которых возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. При этом следует учитывать уровень психомоторного и речевого развития ребенка.


  1. ^ Поддержания эмоционального тонуса на играх-занятиях

Положительные эмоции активизируют процессы восприятия, повышают их продуктивность, улучшают запоминание, совершенствуют умения, позволяют получить удовольствие от выполненного действия.


  1. ^ Принцип поэтапности

Обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов работы по развитию речи детей.


1.3 Виды игр-занятий по развитию речи с детьми раннего возраста
^ ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
а) в зависимости от ведущей задачи:

- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов)

- по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа)

- занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению)

- занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание)

- занятия по ознакомлению с художественной литературой
б) в зависимости от применения наглядности:

  • занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)

- занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)

- занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)

в) в зависимости от этапа обучения:

- речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа)
- речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).

г) в зависимости от количества участников:

-фронтальные (со всей группой)
-индивидуальные.
д) в зависимости от дидактических целей:

-занятия по сообщению нового материала
-по закреплению знаний, умений, навыков
-по обобщению и систематизации знаний
-итоговые или проверочные
-комбинированные (смешанные)
Классификация по дидактическим целям, предложенная А. М. Бородич:
·        занятия по сообщению нового материала;
·        занятия по закреплению знаний, умений и навыков;
·        занятия по обобщению и систематизации знаний;
·        итоговые, или учетно-проверочные, занятия;
·        комбинированные занятия (смешанные, объединенные).
4 группы занятий, с учетом наглядных средств, которые могут быть использованы на занятии (В.И.Логинова, Ф.А.Сохин).

  • занятия, где в качестве наглядных средств выступают живые и неживые объекты (предметы) (наблюдение за животными или транспортом);

  • занятия, где в качестве наглядных средств используются игрушки (показ одной игрушки с целью с ознакомления с е особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства и различия между ними; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек «Чудесный мешочек»; отыскивание и перебежки с целью рассматривания и рассказывания об игрушках и др.;

  • занятия, где в качестве наглядных средств используются изображение предметов, игрушек на картинках (индивидуальные занятия – с одной картинкой - с двумя картинками - количество картинок увеличивается до 6-8 и более. Постепенно вводятся картинки, на которых знакомые предметы изображены в действиях.(Н.: «Посмотрите, вот куколка сидит. Кукла спит в кроватке.»). При повторных показах следует задавать вопросы: «Таня, что на этой картинке? Что делает кукла?». Затем занятия с картинками приобретают новое содержание: при показе картинок нужно объяснять основной смысл изображенного, раскрывать сюжет.


В работе с детьми по развитию речи необходимо широко использовать художественное слово. Особенно произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении детей со сказками, прибаутками, потешками, воспитатель использует наглядность (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.
^ 1.4 Виды речевой деятельности, используемые вне игр – занятий
Виды речевой деятельности, используемые вне игр - занятий

1. Рассматривание иллюстраций, картинок.

2. Словесные поручения.

3. Дидактические игры.

4. Упражнения.

5. Разговоры.

6. Наблюдения.

7. Рассказывание.

8. Заучивание.

9. Показ театра.

10. Рассматривание игрушек.

11. Выполнение инструкций по словесным инструкциям.

12. Естественное общение в бытовой, практической, игровой деятельности.

^ 1.5 Методы и приемы развития речи детей раннего возраста
Метод (от греческого.- путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности , подчиненных решению конкретной задачи. (Коджаспирова Г.М. «Словарь по педагогике»)

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение

или навык, творчески переработать усвоенное).
^ Прием — это элемент метода.
Метод обучения

это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач.
Сочетание приемов образует метод обучения.


^ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

НАГЛЯДНЫЕ:

1.НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ

(метод наблюдения

и его

разновидности:

экскурсии, осмотры

помещения,

рассматривание

натуральных

предметов)

2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ

(с использованием

изобразительной

наглядности:

рассматривание

игрушек, картин,

фотографий, описание

картин и игрушек,

рассказывание

по игрушкам и

картинам)


СЛОВЕСНЫЕ

чтение и

рассказывание

художественных

произведений,

заучивание

наизусть,

пересказ,

обобщающая

беседа,

рассказывание

без опоры

на наглядный

материал


ПРАКТИЧЕСКИЕ

дидактические

игры,

игры-

драматизации,

инсценировки,

дидактические

упражнения,

хороводные

игры



РЕПРОДУКТИВНЫЕ:

воспроизведение

готового

речевого материала

(метод наблюдения

и его разновидности,

рассматривание картин,

чтение художественной

литературы, пересказ,

заучивание наизусть,

игры-драматизации

по содержанию литературных

произведений,

дидактические игры)


ПРОДУКТИВНЫЕ:

создание собственных

связных высказываний

(обобщающая беседа,

рассказывание, пересказ

с перестройкой текста,
дидактические игры

на развитие связной речи,

метод моделирования,

творческие задания)



^ Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:

  • многократное повторение речевого материала;

  • паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;

  • вопросы к ребенку;

  • использование стихотворных текстов;

  • использование текстов с повторяющимися элементами;

  • договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;

  • ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);

  • ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);

  • договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;

  • использование иллюстраций к текстам;

  • обыгрывание текста.

Рассмотрим подробнее перечисленные приемы.

Повторение речевого материала. В ходе занятий по развитию речи следует многократно повторять слова, словосочетания и фразы, что обеспечивает лучшее восприятие детьми речевого материала и его запоминание. Кроме того, дети очень любят слушать стихотворения, сказки и песенки по несколько раз, что создает благоприятные условия для развития активной речи.

^ Паузы и речи. Паузы в речи взрослого дают малышам возможность высказаться. Часто взрослым необходимо приложить усилия, чтобы понять речь ребенка. Но в любом случае его следует обязательно похвалить за старание.

Вопросы. В ходе занятия педагог многократно повторяет ключевое слово или фразу, предлагаемую детям для запоминания и воспроизведения. Затем задает малышам вопрос, побуждая ответить этим словом (фразой). Если малыши затрудняются с ответом, то взрослый сам отвечает на поставленный вопрос, проговаривая нужное слово или фразу. Через некоторое время он снова повторяет вопрос.

В качестве ответа на заданный вопрос можно предложить детям несколько возможных вариантов. Например, в процессе игры с куклой взрослый показывает детям куклу и несколько раз произносит слово кукла, затем спрашивает: «Кто это?» Если дети затрудняются с ответом, воспитатель отвечает: «Кукла». Или предлагает варианты ответов: «Кто это? Это кукла. Мишка. Зайка».дети выбирают и произносят правильный вариант.

^ Договаривание последних слов в тексте. После того, как дети запомнят текст стихотворения или сказки (произведение повторяется в течение нескольких дней), можно использовать прием договаривания слов и фраз.

Взрослый делает паузу в конце стихотворной строфы или предложения, предлагая детям договорить нужное слово или словосочетание, а в дальнейшем – фразу. Если малыши затрудняются, воспитатель помогает им, произнося слова сам, но в следующий раз он снова предлагает договорить нужное слово.
^ Задание «Привести пример» (воспитателям)

Использование стихотворений. Четкость, ритмичность, выразительность стихотворений помогает детям лучше воспринять, понять и запомнить текст.

^ Использование текстов с повторяющимися элементами. На занятиях по развитию речи полезно использовать тексты с повторяющимися элементами, например, народные сказки («Репка», «Теремок», «Колобок» и другие), сказку К. Чуковского «Доктор Айболит», песенки (припевы). Повторяющиеся элементы помогают малышам воспринимать объемный текст, объединять отдельные его части в единое целое.

^ Сочетание текста с движениями. Чтение потешек и стихотворений полезно сопровождать ритмичными, повторяющимися движениями.

На первом этапе занятия педагог проговаривает текст стихотворения, сопровождая его движениями. Затем разучивает движения вместе с детьми. Только после того как дети хорошо запомнят движения, можно попросить их договаривать пропущенные в тексте слова и строки. Иногда детям сложно совмещать движения и речь, поэтому можно предложить им договаривать слова, не сопровождая их движениями. Когда малыши запомнят текст, речь и движения совмещаются.
^ Задание «Привести пример» (воспитателям)
Сочетание текста с мелодией. Очень полезно сопровождать пение песен простыми движениями. При этом желательно использовать опыт музыкальных занятий.

Музыка оказывает положительное воздействие на детей: стимулирует двигательную, голосовую активность, развивает восприятие. Кроме того, музыка способствует развитию взаимодействия маленького ребенка со сверстниками.
^ Задание «Привести пример» (муз.руководитель)
Рифмованные загадки должны быть краткими (содержать не более 2-4 строк) и доступными по содержанию для детей раннего возраста (особенно эффективными являются загадки про животных). Отгадкой должно быть последнее слово загадки.

Для того, чтобы малышам было легче отгадать загадку, сначала можно показать отгадку – предмет или картинку. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора предметов или их изображений. В этом случае помимо развития речи уделяется внимание развитию мышления малышей. На заключительном этапе работы дети отгадывают знакомые без подсказок. Дети узнают знакомые загадки и стараются быстро дать ответ.

Использование иллюстраций к текстам. Для того чтобы облегчить восприятие текстов, малышам полезно показывать иллюстративный материал. При этом картинки должны быть простыми, яркими, привлекающими внимание.
^ Задание «Привести пример» (воспитателям)

Обыгрывание текста. Для того чтобы помочь детям воспринять и осмыслить не только отдельные слова и фрагменты произведения, но и содержание текста в целом, необходимо эмоционально обыграть его, используя игрушки и предметы.

Перечисленные приемы повышают эффективность занятий, способствуют развитию активной речи детей.

Материал для повторения можно постепенно усложнять, предлагая малышам договаривать не только последние слова, но и целые строки.

Важно помнить, что педагог должен хорошо знать стихотворения, предлагаемые детям, и выполнять движения синхронно с текстом. Запинки во время игры недопустимы, так как они сбивают ритм, и в этом случае цель занятия не будет достигнута. Игры с использованием специальных приемов развития речи можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей.

Литература:


  1. Григорьева Г.Г., Груба Г.В. и др. Педагогика раннего возраста: Учебное пособие для студ.пед.учеб.заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1998.




  1. Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед.ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология» - 2-е изд.– М.: Просвещение, 1981.




  1. Л.Н. Павлова Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез.2004.




  1. Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

  2. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А. Методика развития речи детей раннего возраста: учеб.пособие. – М.: Просвещение 1984.

Похожие:

Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconУрока: расширить и систематизировать знания учащихся в области правовых
Цели и задачи урока: расширить и систематизировать знания учащихся в области правовых
Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconДети раннего возраста с ограничееными возможностями здоровья: особенности...
В период раннего возраста происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей формируется мышление, активно развивается двигательная...
Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconПсихолого-педагогическое сопровождения детей раннего возраста
...
Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconТема: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста»

Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»

Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconМдоу детский сад комбинированного вида №1 «Дюймовочка» Городское...
Цель: продолжение работы по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, накопление детьми...
Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconБиблиография «Раннее детство»
...
Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconСенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста
Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере...
Расширить и систематизировать знания педагогов о методике развития речи детей раннего возраста iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Апробация методики психолого-педагогического обследования развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелевой
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница