Выявление детей группы риска. Диагностика




НазваниеВыявление детей группы риска. Диагностика
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
Выявление детей группы риска. Диагностика.

Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим необходима ранняя профилактика девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Первые проявления девиантного поведения наблюдаются уже в младшем школьном возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития ребенка, «дефектами» процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения. Чем старше ребенок, тем больше причин, способствующих проявлению девиаций в поведении. Это и зависимость подростков от требований групп и принятых в ней ценностных ориентаций, и стойкая школьная неуспеваемость, которая проявляется отсутствием запаса школьных знаний и познавательных интересов. Систематическая школьная неуспеваемость - серьезная причина появления девиантного поведения. Нарастание неуспеваемости ведет к полному отсутствию желания учиться. В результате у подростка появляется много свободного времени, которое нечем заполнить, так как нет ни познавательных устремлений, ни интересующих ребенка дел.

В каждой школе создана определенная система сопровождения развития детей с девиантным поведением и помощи семье.

Цель сопровождения – полноценное развитие ребенка.

Специалисты службы сопровождения (педагог - психолог, классный руководитель; социальный педагог) проводят диагностику, просвещение, консультирование и коррекцию по наиболее важным проблемам развития ребенка: выбору образовательного маршрута, проблемам личностного развития, выступают независимыми экспертами и защитниками ребенка.

Эффективность реализации указанных задач во многом зависит от грамотно организованного процесса изучения личности ребенка и его ближайшего окружения.

«Трудный» младший возраст

Повышенная эмоциональная чувствительность, эмоциональная неустойчивость настроения являются одним из факторов, усугубляющим школьные трудности, становятся причинами социальной дезадаптации и конфликтности, девиантного поведения.

Должно обязательно проводиться исследование эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста. Вместе с тем, следует иметь в виду, что психодиагностика - не самоцель, “не руководство к действию, а лишь первый этап работы с ребенком, выделения “группы риска” детей по эмоциональному неблагополучию и работы с ними.

Существует много видов эмоционального состояния, но нас интересуют те из них, которые оказывают существенное влияние на протекание учебного процесса. К ним относятся: настроение, тревожность, напряженность. Выбор психодиагностических методик направлен на выявление этих ведущих эмоциональных состояний.

Проявляющиеся фрагменты дезадаптационного поведения отслеживались методом наблюдения за младшими школьниками по Опроснику адаптации учителем. Метод наблюдения был выбран потому, что только с помощью него удается установить проявление тех или иных форм поведения ребенка в школьных ситуациях / на уроках, на перемене, при общении со сверстниками, учителями/. После сопоставительного анализа факторов, проявившихся в поведении учащихся, можно сделать вывод о серьезных нарушениях в развитии личности и поведения ребенка, а также определить те синдромы, которые в первую очередь выделяют эти нарушения.

Гиперактивных детей невозможно не заметить, поскольку они резко выделяются на фоне сверстников своим поведением. Можно выделить такие черты, как чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо.

В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков фиксируются чаще, чем у девочек. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко сменяется инертностью психической деятельности и недостатками побуждений.

Низкая успеваемость – типичное явление для гиперактивных детей. Гиперактивность влияет не только на школьную неуспеваемость, но и на взаимоотношения с окружающими. Эти дети не могут долго играть со сверстниками, среди остальных они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными. Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается агрессивность, упрямство, лживость и другие формы асоциального поведения.

Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей. Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому, необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

Кроме анализа фрагментов дезадаптационного поведения, изучается содержание переживаний школьников, эмоционального отношения ребенка к школе. Оценка ведущего фона настроения осуществляется по методике “Три квадрата”, которая представляет собой упрощенный вариант Теста цветовых предпочтений Люшера. Методика “Три квадрата” дает объективные показатели эмоционального состояния детей. В диагностируемый период проводится ежедневный замер по данной методике и данные соотносятся с мнением учителя о работе данного ребенка на уроках в этот день. Данные, полученные с помощью такого рода психологического обследования, говорят о том, что наблюдается снижение работоспособности у детей, испытывающих напряжение, тревогу, растерянность, страх, то есть выбирающих по методике “Три квадрата” синий цвет в первую или во вторую очередь.

Выявление эмоционального отношения к школе осуществлялись с помощью методики “Рисунок школы”. Анализ выбора цвета в рисунках первоклассников о школе: преобладание красного, синего и коричневого цветов в рисунках детей на школьную тему свидетельствует о том, что дети испытывают чувство беспокойства, возбуждения, напряжения, страх одиночества, потребность в повышенном внимании со стороны взрослых.

Для выявления изменений в эмоционально-аффективной сфере используются различные рисуночные тесты / “Нарисуй человека”, “Несуществующее животное”/, с помощью которых хорошо диагностируется тревожность и наличие агрессивных тенденций, а также специальный детский тест тревожности ( Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен ). На ряду с тестами тревожности также дополнительно используется Тест Рене Жиля “Эмоциональная близость ребенка к учителю”. Эта методика для того, чтобы раскрыть специфику нарушений общения с учителем у детей с высоким уровнем школьной тревожности.

Чаще всего в условиях образовательного учреждения к «группе риска» принято относить тех учащихся, поведение которых противоречит принятым нормам и правилам: например, учащихся, для которых характерны пропуски занятий, нарушения дисциплины, сниженная успеваемость. Нередко это дети из «особых» семей – неполных, многодетных, опекунских. К «группе риска» относят и тех учеников, которые проживают в неблагополучных семьях – например, в семьях, где кто-то из родителей злоупотребляет алкоголем и не справляется с родительскими обязанностями.

Такой подход в некоторой степени оправдан: действительно, школьная неуспеваемость и нарушения поведения часто бывают «прелюдией» к более серьезным проблемам – таким, как правонарушения и злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

При составлении подобным анкет, педагогам следует быть особенно осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Большей достоверности можно достичь при анонимном анкетировании независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся.

Пример такой методики для старших подростков представлен вашему вниманию в приложении ( Тест-опросник «Аддиктивная склонность»)

Еще один подход в выявлении детей и подростков группы риска зависимого поведения заключается в оценке их вовлеченности в употребление психоактивных веществ. В данном случае делаются попытки выявить опыт проб алкоголя и наркотиков, оценить частоту употребления и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, в этих целях проводится анкетирование учащихся

Ежегодно, на школьном ПМПк, психолог совместно с классными руководителями, социальным педагогом обсуждаются психолого-педагогические характеристики учащихся. Специалисты выделяют среди них детей и подростков, отличающихся замкнутостью, скрытностью, необщительностью, напряженностью, озлобленностью, депрессивностью или агрессивностью, и обозначают группу риска в целях организации работы по профилактике девиантного поведения. Обобщенные результаты обсуждения доводятся до сведения членов советов профилактики в виде рекомендаций. Происходит корректировка списка детей с девиантным поведением. По итогам проделанной коррекционно-развивающей работы за год, с учетом возникших проблем в процессе обучения и воспитания у учащихся потенциальной «группы риска» формируется список детей с девиантным поведением

Изучение личности школьников из этого списка, проводится с использованием «Карты развития» школьника. Назначение карты заключается в выявлении среди множества способствующих девиации факторов тех основных, которые определяют формирование отклоняющегося поведения в каждом конкретном случае. Карта состоит из нескольких составляющих.

Во-первых, после углубленного психологического исследования, на учащегося заполняется бланк психологической помощи ребёнку «группы риска» (приложение 1). Условно, информацию, отраженную в этой карте можно разделить на 3 блока:

сведения о самом ребенке и его семье;

результаты обследования;

заключение.

Оценка качеств личности и условия ближайшего окружения происходит на основе наблюдения за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а также в процессе бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполнения, организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую и коррекционную работу, составляются рекомендации для участников коррекционного процесса по эффективному взаимодействию с ребенком.

Далее составляются индивидуальные планы работы (приложение 2), в которых отражены планы действия, всех специалистов и других взрослых, участвующих в сопровождении ребенка, описаны названия проводимых мероприятий, формы проведения и сроки реализации.

Педагогом психологом заполняется бланк - отчет «Коррекционной работы» (приложение 3), по которому можно проследить всю коррекционно-развивающую работу от начала до конца:

имеющаяся проблема у ребенка;

список методик использованных в ходе диагностического исследования;

краткие результаты тестирования;

план мероприятий работы психолога с учеником;

использованные коррекционно-развивающие программы;

динамика наблюдения;

рекомендации специалистам (перечень специалистов, которых необходимо привлечь).

Еще один не менее актуальный на сегодняшний день бланк (документ, являющийся своеобразной страховкой для психолога перед администрацией школы и другими контролирующими структурами) - рекомендации специалистам (приложение 5), в котором каждый участник коррекционного сопровождения, получивший подробные рекомендации от психолога по работе с учащимся, оставляет свою подпись под краткими рекомендациями, в том, что действительно таковые получил.

Использование «Карты развития» в нашей школе помогает педагогу-психологу осуществлять прогностическую интерпретацию результатов исследования и разрабатывать рекомендации педагогам и родителям, направленные на профилактику девиантного поведения школьников. Полученные данные помогают усовершенствовать структуру и содержание коррекционной работы с дезадаптированными учащимися.

Похожие:

Выявление детей группы риска. Диагностика iconПрограмма коррекционной работы Диагностический модуль Цель: выявление...
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей «группы риска», проведение комплексного обследования и подготовка...
Выявление детей группы риска. Диагностика iconРабота с учащимися «Группы риска»
Учащиеся "группы риска" это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов....
Выявление детей группы риска. Диагностика icon2. Цель и задачи работы с детьми «группы риска»
Дети «группы риска» это особая группа детей в образовательном учреждении. К ним относятся обучающиеся
Выявление детей группы риска. Диагностика iconОб организации работы по выявлению, постановке и реабилитации детей «группы риска»
В целях совершенствования и упорядочения работы по внутриведомственному взаимодействию Управления образования и образовательных учреждений...
Выявление детей группы риска. Диагностика iconФормы работы с детьми группы социального риска. Профилактика употребления пав
«группы риска», недостаточна научно-методическая база для выбора стратегии действий и поведения педагогического работника. Большинство...
Выявление детей группы риска. Диагностика iconОб организации внутриведомственной работы по выявлению, постановке...
В целях исполнения Решения кднизп горнозаводского муниципального района от 09. 08. 2011 №16, а также для организации внутриведомственной...
Выявление детей группы риска. Диагностика iconПриказ гтк РФ 01-06/18051 от 19. 05. 04. О перечне товаров группы "риска" и группы "прикрытия"
В целях повышения эффективности деятельности таможенных органов на основе анализа и управления рисками направляем для использования...
Выявление детей группы риска. Диагностика iconПлан мероприятий моу "Буртинская средняя общеобразовательная школа"...
Выявление безнадзорных детей. Уточнение банка данных детей, состоящих на внутришкольном контроле и составляющих "группу риска"
Выявление детей группы риска. Диагностика iconС. Терновка 2012-2013 учебный год Цель работы школьного наркопоста
Задачи работы школьного наркопоста: повышение значимости здорового образа жизни; выявление лиц "группы риска", склонных к злоупотреблению...
Выявление детей группы риска. Диагностика iconРеферат уксусная кислота студент 111 группы специальности «Лабораторная диагностика»
Студент 111 группы специальности «Лабораторная диагностика» Фамилия, Имя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница