Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план




НазваниеПамятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
ПАМЯТКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Как составлять простой план.       

1. Прочитайте текст (представьте мысленно весь материал).

2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.

3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.

4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

5. Запишите план.

План должен полностью охватывать все содержание текста

В заголовках (пунктах плана) не должны повторятся сходные формулировки.

Как составлять сложный план

1. Внимательно прочитайте изучаемый материал.

2. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3. Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и тоже  озаглавьте  (подпункты плана).

4. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание  изучаемого материала.

Как анализировать текст

1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст.

2. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки содержатся в тексте.  

3. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом определите, с какой содержательной линией связан данный текст («Общество», «Человек», «Познание», «Духовная жизнь  общества», «Экономическая сфера жизни общества», «Социальные отношения», «Политика» и «Право»).

4. Дайте ответ на вопрос: «О чем данный текст?» — и определите его основную идею.

5. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения следующего задания.

6. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задания полностью. Отвечайте точно на поставленный вопрос.

7. Обратите внимание, на что именно предлагается опереться при выполнении задания (это часто оговаривается в условии): текст, личный опыт, материал, изученный в курсе.

 8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

 9. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

^ Методические аспекты подготовки учащегося

к решению тестовых заданий

Обратим внимание на особенности выполнения заданий экзамена различных типов.

^ Как выполнять задания на сравнение

Среди заданий экзамена немало таких, которые построены на логической операции сравнения, предполагающей выявление сходства и различий предметов, процессов, явлений.

Вот пример одного из таких заданий.

Задание. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животного

1) действие механизмов наследственности

2) работа органов чувств

3) обменные процессы

4) творческая активность
Ответ: 4.

Комментарий. В этом задании сопоставляются человек и животное. В других случаях сравниваются труд и общение, игра и труд, познавательная деятельность и трудовая, абсолютная и относительная истина, рациональное и чувственное познание, государство и партия, тоталитарный режим и демократический, элитарная культура и массовая, правовые и моральные нормы, проступок и преступление и др.

С точки зрения характера предъявляемого требования, задания данного типа можно разделить на две группы. В первой (таких заданий большинство) требуется выделить отличительный (присущий только одному из сравниваемых объектов) признак, во второй –  указать общую черту.

При выполнении заданий на сравнение важно, прежде всего, установить, к какому общему целому относятся сопоставляемые предметы или явления. В приведенном примере эту общность можно определить как «живые существа»: к ним относится и человек, и представители животного мира. В тех заданиях, где требуется выявить общий признак сравниваемых объектов, установление исходного общего понятия вплотную приближает нас к искомому ответу.

Как выполнять задания с выбором ответа на анализ двух суждений?

Задания на анализ двух суждений требуют умения оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук и определять, является ли каждое из них верным. В каждом таком задании предъявляется пара суждений относительно одного социального объекта. Эти задания относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Обратимся к примерам заданий данной модели.

^ Верны ли следующие суждения о роли потребителя в рыночной экономике?

А. Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании цены товара.

Б. Потребитель в рыночной экономике участвует в определении затрат производителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Комментарий

Смысловой анализ суждений и их соотнесения с определенной областью обществоведческих знаний приводит к выводу, что оба суждения сформулированы относительно роли потребителя в рыночной экономике.

 Необходимо при выполнении задания сфокусировать внимание на определенных видах экономической деятельности. В первом случае (суждение А) на обмене, поскольку речь идет о формировании цены товара, во втором случае (суждение Б) – на производстве, так как суждение касается определения затрат производителей. Сопоставляя свои знания с содержанием каждого суждения, делаем вывод, что верным является суждение А, так как потребитель в рыночной экономике участвует в формировании спроса, а спрос, в свою очередь, влияет на цену товара. На определение затрат производителей потребитель влияния не оказывает.

^ Памятка по решению обществоведческих задач

  • Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников и учебника (в условиях экзамена придется рассчитывать только на свои знания)

  • Соотнесите вопросы, сформулированные в задаче с ее условием:

       - определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в ее условии;

       - подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречия данных может подсказать путь решения).

  • Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для  решения задачи, к каким источникам,  нормативно-правовым актам следует обратиться.

  • Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

  • Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

  • Убедитесь в правильности вашего ответа:

     - соответствует ли ваш ответ существу вопроса;

     - если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

     - нет ли противоречий между вашими аргументами;

     - нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению;

     - можно ли считать предложенный путь решения единственно возможным;

     - не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо обозначенных вами.

^ Задание на установление правильной последовательности событий. Например: последовательность событий, приведших к росту цен на рынке зерна:

  1. сокращение предложения зерна из-за его недостатка;

  2. рост спроса на зерно из-за сокращения его предложения

  3. рост цен на продукты из муки

  4. появление товарного дефицита зерновых продуктов

  5. засушливое лето в результате которого большая часть урожая погибла

В данном задании расставляем указанные события так, чтобы получилась правильная последовательность, отражающая картину роста цен на конкретный товар. Начать следует с позиции 5 — засуха, которая погубила большую часть урожая зерновых. В связи с этим происходят сокращение предложения зерна на рынке — 1, рост спроса на него — 2. При большом спросе и маленьком предложении на конкретный товар появляется его дефицит — 4; происходит рост цен на товары произведенное с использованием зерна — 3. Итак, записываем последовательность — 5,1,2,4,3

                                                                                             

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ !!!

Учителя истории и обществознания Велитченко Е.А., Черникова М.В.

Похожие:

Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconИндивидуальный план работы учителя биологии Фединой Елены Алексеевны...
Анализ результатов гиа за 2012-2013 у год. С целью выявления характерных ошибок для дальнейшего их устранения
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconРабота с информацией при подготовке к гиа и егэ на уроках обществознания
Основными источниками информации по обществознанию являются текст, графики, таблицы, схемы, личный опыт детей, примеры из других...
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconДистанционный семинар по теме «Способы подготовки к егэ и гиа: образовательные...
А на своих уроках при подготовке к егэ и гиа я использую технологию «критического мышления»
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconПлан подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации...
Назначение ответственного за создание базы данных по подготовке и проведению гиа 9-х классов
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconПлан организации подготовки моу «сош№42» к егэ и гиа в 2010-2011 учебном году Вид деятельности
Совещание при директоре. Тема: «Утверждение плана-графика подготовки школы к егэ и гиа»
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconМатериалы к городскому обучающему семинару для учителей математики...
Материалы к городскому обучающему семинару для учителей математики по подготовке обучающихся к гиа и егэ. 20 февраля 2012 года
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconРеализация технологий индивидуальных образовательных траекторий на...
На протяжении двух лет я при подготовке учащихся к гиа использую технологию индивидуальных образовательных траекторий. Автором технологии...
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconРасписание элективных курсов на первое полугодие 2012-2013 учебного года понедельник 14-10
Особенности изучения правовых аспектов собственности при подготовке к егэ по обществознанию
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconМетодическая разработка
Работа по подготовке к гиа в среднем звене практически не ведётся. А в 9 классе учитель должен не только подготовить учащихся к экзамену,...
Памятки для учащихся при подготовке к гиа по обществознанию как составлять простой план iconКонспект урока по биологии, для учащихся 8 класса, на тему: «Значение...
Оборудование: таблицы скелета человека, мускулатуры человека; творческие работы учащихся: стенные газеты, памятки, комплексы упражнений;...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница