Скачать 9.76 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2009 г. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей: 1. освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях 2. овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты 3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей 4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе 5. использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни ^ Задачи программы: Обучения: -привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы и экскурсии. - создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей: - обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков; - способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии; -продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года) Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников -слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения, -эстетических эмоций, -положительного отношения к учёбе, -умения ставить цели Воспитания: способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы. Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоцетологии, микробиологии, растениеводства. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному – биогеоцинотическому и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах. ^ Место предмета в базисном учебном плане В базисном плане на изучение биологии в 6 классе отведено 34 ч из федерального компонента (1 час в неделю). Используемый УМК:
Требования к уровню подготовки в результате изучения курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» Учащиеся должны знать: · что изучают биология и ботаника; · органы растения (корень и побег, части побега), их строение и функции; · разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам; · признаки живых организмов; · строение лупы и микроскопа, правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата; · строение клетки; · основные процессы жизнедеятельность клетки; · удобрения, их значение и основные виды; · основные процессы жизнедеятельности растения, их значение; · систематические категории; · строение, жизнедеятельность и значение водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных; · многообразие покрытосеменных: — признаки классов — признаки семейств основные представители семейств; · многообразие и происхождение растений; · доказательства исторического развития растений; · этапы развития растительного мира; · влияние человека на растительный мир; важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания; · строение и жизнедеятельность — бактерий — грибов — лишайников, их многообразие и значение. ^ Учащиеся должны уметь: · распознавать органы цветкового растения, узнавать споровые и семенные растения; · пользоваться лупой и микроскопом; · готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток; · узнавать на рисунках части побега, почки; · называть и показывать части листа; · определять тип листорасположения и жилкование; · отличать простые и сложные листья; · узнавать на рисунках и схемах части стебля; · узнавать и называть основные части цветка; · узнавать на наглядном материале виды соцветий; · определять типы плодов; · распознавать на рисунках и схемах составные части семян; · различать основные виды удобрений; · применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление); · наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды; · размножать комнатные растения черенками; · определять возраст дерева по спилу; · распознавать представителей разных отделов; · определять растения по определительным карточкам, распознавать представителей разных семейств; · выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира; · применять знания по биологии для выращивания культурных растений; · распознавать бактерии разных форм на рисунках; · распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках; · сравнивать плесневые грибы, .узнавать грибы-паразиты на рисунках. ^ Содержание программы 1. Введение. Общее знакомство с растениями (2часа) Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний. Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Растение — живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения. Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. ^ 2. Клеточное строение растений (2часа) Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе. Клетка -основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам. Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. ^ Разнообразиетканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды. ^ 3. Органы цветковых растений (10часов) Семя. Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых раcтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение. Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. ^ Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян. Корень. Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик. Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. ^ Рост корня. Ветвление корней. Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие воздушные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие). Побег. Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега и почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления. Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. ^ Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа. Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица. Цветок и плод. Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. ^ Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей. Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распростра нению плодов и семян.Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система — биосистема. ^ 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (6часов) Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы). Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ. Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле. Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой. Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений. Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям. Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды. ^ 5. Основные отделы царства растений (7часов) Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида. Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.Многообразие пресноводных и морских водорослей. Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. ^ Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека. Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Ярославской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека. Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства). ^ 6. Историческое развитие растительного мира на Земле (2часа) Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции. Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова. Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений). ^ 7. Царство Бактерии (2часа) Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах. Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека. ^ 8. Царство Грибы. Лишайники (3часа) Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека. Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. Литература
|
![]() | Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются | ![]() | Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного... Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе программа разработана на основе... Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы... | ![]() | Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования... Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |
![]() | Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... | ![]() | Рабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента... «Природоведение» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования и материалы Примерной... |
![]() | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... | ![]() | Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе программа разработана на основе... «средняя общеобразовательная школа №8 имени героя российской федерации соколова романа владимировича» | ![]() | Рабочая программа для среднего (полного) общего образования география Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |