Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение.




НазваниеРабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение.
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,- Москва, «Вентана-Граф», 2009 г.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

1.     освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

2.     овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

3.     развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

4.     воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

5.     использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

^ Задачи программы:

Обучения:

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков  изучения нового материала, лабораторные работы и экскурсии.

-   создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и  систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического  образования через систему  уроков;

   - способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения  работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать      их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать      наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии;

 -продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить    развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и    делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях    (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)

 Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шестиклассников

      -слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,

      -эстетических эмоций,

      -положительного отношения к учёбе,

      -умения ставить цели

Воспитания: способствовать формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у  шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные  работы.

Курс биологии в 6 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоцетологии, микробиологии, растениеводства. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрение биологических явлений от клеточного уровня строения растений к  надорганизменному – биогеоцинотическому и  способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

^ Место предмета в базисном учебном плане

В базисном плане на изучение биологии в 6 классе отведено 34 ч из федерального компонента (1 час в неделю).

Используемый УМК:

  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2013.

 

Требования к уровню подготовки в результате изучения курса                                «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 

 Учащиеся должны знать:

· что изучают биология и ботаника; · органы растения (корень и побег, части побега), их строение и функции; · разнообразие растений по продолжительности жизни и жизненным формам; · признаки живых организмов; · строение лупы и микроскопа, правила работы с микроскопом, последовательность приготовления микропрепарата;
· строение клетки;
· основные процессы жизнедеятельность клетки;
· удобрения, их значение и основные виды;
· основные процессы жизнедеятельности растения, их значение;
· систематические категории;
· строение, жизнедеятельность и значение водорослей, мохообразных, папоротникообразных, голосеменных, покрытосеменных; 
· многообразие покрытосеменных:
— признаки классов
— признаки семейств
основные представители семейств;
· многообразие и происхождение растений;
· доказательства исторического развития растений;
· этапы развития растительного мира;
· влияние человека на растительный мир;
важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания;
· строение и жизнедеятельность
— бактерий
— грибов 
— лишайников, 
их многообразие и значение.
^ Учащиеся должны уметь:
· распознавать органы цветкового растения, 
узнавать споровые и семенные растения;
· пользоваться лупой и микроскопом;
· готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом,
распознавать на микропрепаратах и таблицах части клеток;
· узнавать на рисунках части побега, почки;
· называть и показывать части листа;
· определять тип листорасположения и жилкование;
· отличать простые и сложные листья;
· узнавать на рисунках и схемах части стебля;
· узнавать и называть основные части цветка;
· узнавать на наглядном материале виды соцветий;
· определять типы плодов;
· распознавать на рисунках и схемах составные части семян;
· различать основные виды удобрений;
· применять знания на практике (полив, подкормка, рыхление);
· наблюдать результаты опытов, доказывающих фотосинтез, дыхание и испарение воды;
· размножать комнатные растения черенками;
· определять возраст дерева по спилу;
· распознавать представителей разных отделов;
· определять растения по определительным карточкам,
распознавать представителей разных семейств;
· выделять общие признаки растений, свидетельствующие о единстве растительного мира;
· применять знания по биологии для выращивания культурных растений; · распознавать бактерии разных форм на рисунках;
· распознавать пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы, ядовитые и съедобные на муляжах и рисунках;
· сравнивать плесневые грибы,
.узнавать грибы-паразиты на рисунках.

^ Содержание программы

1. Введение. Общее знакомство с растениями (2часа)
Царства органического мира и место растений в ней. Наука о растениях — ботаника. Начало изучения растений. Общие сведения о многообразии растений на Земле. Основные направления применения ботанических знаний.
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. основные органы растений. Растение — живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни. 
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений.
^ 2. Клеточное строение растений (2часа)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приемы пользования увеличительными приборами. Приготовление микропрепарата. Инструментарий. Культура труда и техника безопасности в работе.
Клетка -основная структурная единица организма растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, цитоплазма, ядро, пластиды (в том числе хлоропласты с хлорофиллом) вакуоль с клеточным соком, включения. Разнообразие растительных клеток по форме, размерам.
Понятие о тканях. Растение — многоклеточный организм. ^ Разнообразиетканей у растений: образовательные, основные (ассимиляционные и запасающие), покровные, проводящие, механические. Клеточное строение органов растения. 
Процессы жизнедеятельности клеток: рост и деление клеток, дыхание и питание клеток, движение цитоплазмы. Зависимость процессов жизнедеятельности клетки от условий окружающей среды.
^ 3. Органы цветковых растений (10часов)
Семя. 

Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени двудольных и однодольных цветковых раcтений. Зародыш растений в семени. Роль эндосперма. Разнообразие семян. Прорастание семян. Значение семян для растения: размножение и распространение.
Условия прорастания семян. Глубина заделки семян в почву. ^ Значение скорости прорастания семян в природе и в хозяйстве человека. Значение семян в природе. Хозяйственное значение семян.
Корень. 
Виды корней (главные, боковые, придаточные). Типы корневых систем: стержневая и мочковатая. Внешнее и внутреннее строение корня. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения. Кончик корня и корневой чехлик.
Корневые волоски и их роль в жизнедеятельности корня и всего растения. ^ Рост корня. Ветвление корней.
Разнообразие корней у растений. Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие воздушные, ходульные, дисковидные, присоски, втягивающие).
Побег. 
Строение и значение побегов для растений. Почка — зачаточный побег растения. Узлы и междоузлия. Почки вегетативные и генеративные. Спящие почки. Развитие побега и почки. Ветвление растений. Приемы увеличения ветвления.
Лист. Внешнее и внутреннее строение листа. Устьица. Мякоть листа и покровная ткань. ^ Световые и теневые листья у растений. Разнообразие листьев и их значение для растений.
Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и газообмена. Видоизменения листа.
Стебель как осевая часть побега и как орган проведения питательных веществ. Внешнее и внутреннее строение стебля.
Рост стебля в длину и толщину. Роль камбия. Годичные кольца. 
Многообразие побегов: вегетативные и генеративные; видоизменения надземных и подземных побегов; укороченные и удлиненные; прямостоячие, стелющиеся, усы, лианы; корневище, клубень, луковица.
Цветок и плод. 
Цветок, его значение и строение. Околоцветник (чашечка, венчик), мужские и женские части цветка. Тычинки, пестик. ^ Особенности цветков у двудольных и однодольных растений. Соцветия. Биологическое значение соцветий. 
Цветение и опыление растений. Виды опыления: перекрестное и самоопыление. Приспособления цветков к опылению у насекомоопыляемых, ветроопыляемых и самоопыляемых растений. Совместная эволюция цветков и животных-опылителей.
Плод и его значение. Разнообразие плодов: сухие и сочные, вскрывающиеся и невскрывающиеся, односемянные и многосемянные. Приспособления у растений к распростра нению плодов и семян.Взаимосвязь органов растения как живого организма. Растение как живая система — биосистема.
^ 4. Основные процессы жизнедеятельности растений (6часов)
Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и питательных минеральных веществ из почвы. Роль корневых волосков. Условия, обеспечивающие почвенное питание растений. Удобрения: органические и минеральные (азотные, калийные, фосфорные; микроэлементы).
Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез — процесс образования органических веществ из неорганических. Роль солнечного света и хлорофилла в этом процессе. Понятия «автотрофы» и «гетеротрофы». Роль зеленых растений как автотрофов, запасающих солнечную энергию в химических связях органических веществ.
Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержания углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере, участие в создании почвы на Земле.
Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды. Зависимость процесса дыхания pacтений от условий окружающей среды. Обмен веществ — обеспечение связи организма с окружающей средой.
Роль воды в жизнедеятельности растений. Экологические группы растений.
Размножение растений. Половое и бесполое размножение. Понятие об оплодотворении и образовании зиготы у растений. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Биологическое значение полового и бесполого способов размножения. Споры и семена как органы размножения и расселения растений по земной поверхности. Вегетативное размножение, его виды и биологическая роль в природе. Использование вeгетативного размножения в растениеводстве. Черенкование, отводки, прививки (черенком и глазком), размножение тканям.
Рост и развитие растений. Понятие об индивидуальном развитии. Продолжительность жизни растений. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.
^ 5. Основные отделы царства растений (7часов)
Понятие о систематике растений. Растительное царство. Деление его на подцарства, отделы, классы, семейства и виды. Название вида.
Водоросли. Общая характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве.Многообразие пресноводных и морских водорослей.
Моховидные. Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Печеночники и листостебельные мхи. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и народном хозяйстве.
Папоротникообразные. Общая характеристика папоротников, хвощей, плаунов как высших споровых растений. ^ Размножение и развитие папоротников. Былой расцвет папоротниковидных. Значение современных папоротниковидных в природе и для человека.
Голосеменные растения. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения Ярославской области. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Покрытосеменные (цветковые). Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные. 
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные(Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые (изучаются по выбору учителя одно или два семейства).
^ 6. Историческое развитие растительного мира на Земле (2часа)
Основные этапы развития растительного мира: фотосинтез, половое размножение, многоклеточность, выход на сушу. Понятие об эволюции. Усложнение строения растений в процессе эволюции. Многообразие растительных групп как результат эволюции. Приспособительный характер эволюции.
Многообразие и происхождение культурных растений. Отбор и селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И. Вавилова.
Дары Старого и Нового Света. История появления в России картофеля и пшеницы (или других культурных растений).
^ 7. Царство Бактерии (2часа)
Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Общая характеристика бактерий. Отличие клетки бактерии от клетки растения. Понятие о прокариотах.
Разнообразие бактерий (по форме, питанию, дыханию). Распространение бактерий. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
^ 8. Царство Грибы. Лишайники (3часа)
Общая характеристика грибов как представителей особого царства живой природы. Питание, дыхание, споровое размножение грибов. Плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные грибы — дрожжи. Многоклеточные грибы. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. 
Многообразие грибов. Понятие о микоризе. Значение грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники, особенности их строения, питания и размножения. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и в хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.

            

                  

Литература


  1. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией профессора И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2009

  2. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  4. И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. — М.: Вентана-Граф, 2009

  5. Дидактические карточки-задания по биологии: 6 класс. К учебнику И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. «Биология. 6 класс» — М.: Издательство «Экзамен»

  6. «Контрольно-измерительные материалы. Биология. 6 класс», М.: Вако, 2010

Похожие:

Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Исходными документами для составления рабочей программы по биологии для 11 класса среднего (полного) общего образования являются
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного...
Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа составлена на основе программа разработана на основе...
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования...
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconПримерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа составлена с учётом требований Федерального компонента...
«Природоведение» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования и материалы Примерной...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа составлена на основе программа разработана на основе...
«средняя общеобразовательная школа №8 имени героя российской федерации соколова романа владимировича»
Рабочая программа составлена в соответствиис требованиямиФедерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, на основе авторской «Природоведение. iconРабочая программа для среднего (полного) общего образования география
Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница