Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов




НазваниеПояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов:

  1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 г. №1089).

  2. Примерная программа основного общего образования по черчению (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263).

  3. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312).

  4. Программа автора В.Н. Виноградова.

  5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях..

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.


Рабочая учебная программа рассчитана на 68 часов, 8 класс-34 часа (1 час в неделю); 9 класс-34 часа (1 час в неделю). Согласно календарному графику МБОУ «СОШ № 5» продолжительность учебного года составляет 34 учебных недели. В связи с этим содержание типовой (примерной) учебной программы по предмету «Черчение» сокращена на 2 часа. Содержательное наполнение типовой (примерной) учебной программы сохранено за счет объединения учебных часов.
^ Цель изучения учебного предмета «Черчение»:

- научить учащихся читать и выполнять чертежи.

Задачи изучения учебного предмета:

- обобщить и расширить знания о геометрических фигурах и телах;

- развить пространственные представления и воображение, пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;

- обучить основным правилам и приемам построения графических изображений;

- сформировать умения и навыки чтения и выполнения комплексных чертежей и аксонометрических проекций различной степени сложности;

- содействовать привитию школьникам графической культуры;

- научить пользоваться учебниками и справочными пособиями;

- сформировать познавательный интерес и потребность к самообразованию и творчеству.
Графическая грамота в системе общего и политехнического образования имеет особое значение:

- содействует активному развитию пространственных представлений, пространственного воображения; логического и технического мышления; познавательных и творческих особенностей школьников;

- обеспечивает овладение школьниками общечеловеческим языком техники: умение читать и выполнять различную чертежно-графическую документацию машиностроительной и архитектурно-строительной отраслей;

- формирует понимание школьниками значение прогрессивной технологии производства;

- способствует овладению различными видами труда, в основе которых лежит восприятие чертежа;

- оказывает влияние на формирование личности учащегося, развивая характер, волю, усидчивость, аккуратность, самостоятельность, плановость и др.

- помогает усвоению таких учебных дисциплин, как геометрия, физика, химия и др.
Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества во власти освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности.

Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного развития средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.

Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознанию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела содержит решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний. Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся, способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др. Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.

^ Основная организационная форма обучения – урок.

Дополнительные организационные формы обучения: домашняя работа. Дополнительные формы организации обучения проводятся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету.
^ Методы обучения:

- словесные методы: объяснение, разъяснение, рассказ, беседа;

- наглядные методы: демонстрация;

- практические методы: практическая работа учащихся с деталями;

- работа с книгой: чтение, конспектирование.
^ Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса:

для учителя – учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства.

для учащихся – это школьные учебники, рабочие тетради, письменные принадлежности, чертежные инструменты, чертежная бумага формата А4.
^ Виды контроля: текущий, итоговый, тематический.

Формы контроля: индивидуальная, фронтальная.

Методы контроля:

метод устного контроля;

метод письменного контроля и самоконтроля;

метод практического контроля.

Выбор УМК В.Н.Виноградова обусловлен тем, что основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивают минимальный, но достаточный уровень графической подготовки для использования ее при продолжении обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;

- алгоритм построения чертежа, представленного одним, двумя и тремя видами;

- алгоритм построения по двум заданным проекциям третьей;

- расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;

- алгоритм построения изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу;

- алгоритм выполнения эскиза и технического рисунка;
Уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать геометрическую форму предметов в натуре, по наглядному изображению и комплексному чертежу;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения;
^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания значения прогрессивной технологии производства;

- безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием;

- грамотного выполнения чертежей, графической документации.

^ Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса

Учащиеся должны:

Знать/понимать:

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов на чертежах, алгоритм их построения;

- условные изображения и обозначение резьбы;

- виды разъемных (резьбовых и нерезьбовых) и неразъемных соединений4

- условности и упрощения, используемые на сборочных чертежах;

- особенности оформления архитектурно – строительных чертежей.

Уметь:

- выбирать главное изображение, характер и количество изображений (виды, сечения, разрезы);

- выполнять необходимые сечения и разрезы на чертежах;

- выполнять чертежи разъемных соединений деталей;

- читать и выполнять несложные архитектурно-строительные чертежи.

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания значения прогрессивной технологии производства;

- безопасного обращения с материалами, инструментами и оборудованием;

- грамотного выполнения чертежей, графической документации.

^ КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Устные ответы учащихся

Отметка «5» - ответ полный, соответствует требованиям учебной программы; допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые учащимися; учитывается нестандартный метод решения задачи.

Отметка «4» - ответ полный и соответствует требованиям учебной программы; допускаются несущественные ошибки, самостоятельно неисправляемые учащимися (неполные определения, понятия, незначительные нарушения в изложении материала).

Отметка «3» - ответ неполный; допускаются, отдельные существенные ошибки и попытки самостоятельно их исправить.

Отметка «2» - ответ неполный; существенные и неисправленные учеником ошибки; неумение применять знание в практической деятельности.
^ Самостоятельные работы в форме теста

Отметка «5» - выставляется в том случае, если даны верные ответы не менее, чем на 85% всех вопросов;

Отметка «4» - не менее 70% всех вопросов;

Отметка «3» - не менее 51% всех вопросов;

Во всех остальных случаях ставится отметка «2».
^ Графическая и практическая работа


Отметка

графика

5

- правильно и аккуратно выполнены все надписи;

- соблюдены типы линий;

- чертеж правильно скомпонован.

4

- правильно, но неаккуратно выполнены все надписи;

- отсутствует правильность компоновки;

- нет четкости изображения.

3

- небрежность в выполнении работы (ошибки в типах линий и шрифте).

2

- не владеет чертежной графикой.


^ ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для обучающихся:


  1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение 8-9 кл. средней общеобразовательной школы. Просвещение – 2008 год.

  2. Василенко В.А., Коваленко Л.Н. Задания по черчению на преобразования. Минск. Народная асвета – 2005 год.

  3. Червер В.А. Творческие задачи по черчению. Просвещение – 2006 год.

  4. Василенко Е.А. Карточки и задания по черчению. Просвещение – 2008 год.

  5. Виноградов В.Н., Василенко Е.А. Словарь - справочник по черчению. Книга для учащихся. Просвещение – 2008 год.



Литература для учителя:


  1. Ботвинников А.Д., Вышнепольский И.С. Черчение в средней школе. Пособие для учителя. Просвещение – 2008 год.

  2. Ботвинников А.Д., Ломов Б.Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений, навыков школьников. Просвещение – 1999 год.

  3. Ботвинников А.Д. Пути совершенствования методики обучения черчению. Пособие для учителя. Просвещение – 1999 год.

  4. Будасов Б.В. Строительное черчение. Стройиздат – 1991 год.

  5. Николаев Н.С. Проведение олимпиад по черчению. Просвещение – 1991 год.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Наименование разделов

Кол-во

часов

В том числе

Графические работы

^ Контрольные и самостоятельные работы.

8 класс

1.

Техника выполнения чертежей и правила их выполнения.

5

1

1

2.

Чертежи в системе прямоугольных проекций.

9

2

2

3.

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

3




1

4.

Чтение и выполнение чертежей.

11

5

2

5.

Эскизы.

5

3

1

6.

^ Контрольная работа. Тема «Построение 3-х видов детали, выполнение изометрической проекции».

1







Итого:




34

11

К/р-1

Сам.р. -7

9 класс

1.

Проецирование.

1







2.

Сечения.

2

1




3.

Разрезы.

7

2




4.

Правила выполнения чертежей.

3

1




5.

Сборочные чертежи.

20

2




6.

^ Контрольная работа. Тема «Разрезы и сечения на сборочных чертежах».

1







Итого:




34

6

К/р-1

Пр.р. -3

Итого:




68

17





^ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
Графическая работа №1: Чертеж «плоской» детали, симметричной относительно двух плоскостей симметрии.
Графическая работа №2: Чертеж «плоской» детали, симметричной относительно одной плоскости симметрии (рис.36).
Графическая работа №3: Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (два вида).
Графическая работа №4: Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (три вида).

Графическая работа №5: Построение изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу.
Графическая работа №6: Построение по комплексному чертежу изометрической проекции детали, форма которой – сочетание поверхностей деталей.
Графическая работа №7: Выполнение эскиза и технического рисунка детали.
Графическая работа №8: Выполнение комплексного чертежа (необходимое количество видов) по словесному описанию геометрической формы и параметрам детали.
Графическая работа №9: Построение по наглядному изображению детали ее чертежа, содержащие необходимые сечения (рис.177.а).
Графическая работа №10: Выполнение чертежа, содержащего простой (фронтальный, горизонтальный или профильный) разрез, по наглядному изображению детали.
Графическая работа №11: Выполнение эскиза (необходимое количество видов и рациональные разрезы) и технического рисунка детали.
Графическая работа №12: Выполнение сечений.

Графическая работа №13: Выполнение разрезов.
Графическая работа №14: Разрезы.
Графическая работа №15: Выполнение эскизов.
Графическая работа №16: Выполнение чертежей с нанесением резьбы.
Графическая работа №17: Выполнение сборочного чертежа.

Похожие:

Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по английскому языку...
...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 9...
Рабочая учебная программа по физике ориентирована на учащихся 7 – 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка. Рабочая учебная программа по информатике и...
Рабочая учебная программа по информатике и икт ориентирована на обучающихся 10 11 классов социально-экономического профиля и реализуется...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconПояснительная записка рабочая учебная программа по технологии (обслуживающий...
...
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10-11 классов и реализуется на основе следующих документов
Пояснительная записка рабочая учебная программа по черчению ориентирована на учащихся 8-9 классов и реализуется на основе следующих документов iconРабочая программа по математике составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов и реализуется на основе следующих документов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница