Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач




НазваниеКонспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонспект
Проведение профсоюзного урока

План урока:

Профсоюзный урок «Достойный труд в ХХI веке» (конспект урока)

(конспект урока)
Достижение цели урока посредством решения дидактических задач

_____________________________________________________________________________

Образовательные

- определить качественные характеристики труда, достойного труда с применением норм международного права;

- выявить участие профсоюзов в представительстве интересов трудящихся и их требования в области обеспечения достойного труда

Воспитательные

способствовать формированию ответственного отношения учащихся к построению собственной траектории профессионального роста с учетом понимания социально-экономической природы трудовых отношений

Развивающие

продолжить развитие навыков анализа, сравнительного сопоставления

Оборудование

Классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация

Литература

Иванова М.А. Достойный труд в XXI веке. М.,2008.

^ Тип урока

Урок изучения нового материала; урок обобщения и систематизации ЗУН; комбинированный урок

Формы обучения

Коллективная;  фронтальная; групповая; индивидуальная

Методы преподавания

Информационно-сообщающий; объяснительный;  инструктивный; стимулирующий; побуждающий

Ведущий метод обучения

 

^ Вид учебных действий

Репродуктивный (воспроизводящий); мыслительный; контролирующий; продуктивный.

Вид обучения

Объяснительно-иллюстративный; проблемный; программированный

^ Вид деятельности

Преобразовательная; познавательная; ценностно-ориентационная; коммуникативная (общение)

 

 

Терминология

ТРУД – осознанная,     энергозатратная, целесообразная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды для удовлетворения своих потребностей.

ПРОФСОЮЗ – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое с целью представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов


^ Вступительное слово учителя:
Наш сегодняшний урок не обычный.
Это и урок истории, и урок обществознания и урок права.
Урок истории, поскольку мы будем сегодня говорить об истории профсоюзного движения в России.
Урок обществознания – поскольку разговор на уроке пойдет о роли профессиональных союзов в становлении гражданского общества в нашей стране.
Урок права – поскольку мы сегодня на конкретных примерах попытаемся рассмотреть роль первичных профсоюзных организаций в защите трудовых прав граждан.

                       Тема нашего урока «Достойный труд в ХХI веке».

 

Выявление общего и особенного в определении критериев достойного труда для общества, работодателя и работника;

для общества (государства)

для работодателя

для работника

- соответствие закону (Конституция, ТКРФ)

- достаточное количество продукта (ВВП,ВНП)

- высокая производительность труда

- высокое качество результатов труда

- рентабельность производства

-  качество продукции

- безопасность условий труда

- высокая квалификация работника

- уровень оплаты труда и соц.гарантий

-  безопасные условия и режим рабочего времени и отдыха

- стабильность

- участие в развитии производства

-  повышение квалификации

 

- введение понятия профсоюз», актуализация представлений учащихся о роли профсоюзов на рынке труда, требованиях профсоюзов

ПРОФСОЮЗ – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое с целью представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.


Пройдёт всего несколько месяцев и многие из вас начнут свою самостоятельную деятельность в условиях, когда формируются трудовые отношения нового качества, трудовые отношения граждан, которым жить и творить в ХХI веке.
Мы живём в постоянно обновляющемся правовом государстве, в особое время, когда невозможно существовать без знания своих прав и умелой их защиты.
Сегодня мы попытаемся, опираясь на российское законодательство, рассмотреть ситуации, когда защита прав работника требует активного участия профсоюзной организации.

Но прежде всего, давайте вспомним:
Что такое профессиональные союзы? Когда они возникли?
^ Ответ учащихся. Профессиональные союзы в России возникли в конце Х1Х века в период бурного развития промышленности. Тяжелые условия труда, низкая зарплата, штрафы заставили рабочих объединиться в союзы для защиты своих прав. После 1917 года профсоюзы становятся массовой организацией, которая вела борьбу с безработицей. К середине ХХ века профсоюзы постепенно меняют свою роль – они становятся органами социальной защиты трудящихся. Профсоюзы появляются во всех отраслях хозяйства. Перестройка и экономические реформы начала 1990-х годов постепенно изменили роль профсоюзов. Они становятся органами социального партнёрства, взаимодействия между государством, работодателем и работником наёмного труда.

Учитель: Давайте представим основные направления деятельности профсоюза в виде схемы.

Наш сегодняшний профсоюзный урок пройдет в форме деловой игры.
Учитель: Вы разделились на пять команд:
(назвать команды, раскладывая таблички на столы)
1.Работники швейного предприятия.
2.Работники общеобразовательной школы.
3.Работники медицинского центра.
4.Работники строительной фирмы.
5.Работники транспортного предприятия.

 

Учитель: На столе у каждой команды лежит задание. Пожалуйста, ознакомьтесь с заданием.

Общее задание командам:
Задание №1. Представьте себе, что ваша учёба в школе завершилась, вы освоили достойную профессию и приступили к работе.
Вам предложили вступить в профсоюз работников вашей отрасли. Как вы поступите?

^ Ответ учащихся. Пока сложно ответить на этот вопрос, возможны разные решения. Вступление в профсоюз – дело добровольное. Но скорее всего, следует вступить в профсоюз, это позволит чувствовать себя более уверенно, делая первые шаги в трудовой карьере.

Задание №2. Бывают ли ситуации, когда защита прав работника требует вмешательства профсоюзов? Были ли у вас ситуации, когда вы, будучи подростками, имели неудачный опыт взаимодействия с работодателем? Кто помог вам в разрешении конфликтной ситуации?
Учащиеся, имеющие опыт работы, делятся своими впечатлениями. Рассказывают о ситуациях, которые стали причиной конфликта между ними и работодателями, или об известных им случаях нарушения прав граждан (подростка могут уволить без заявления и объяснения причин увольнения, не оплатить его труд, использовать его труд на производствах, которые являются вредными для здоровья и не допускают использования труда подростков).

Задание № 3. Как закон в нашей стране защищает трудовые права граждан? Какие законы, защищающие трудовые права граждан вам известны? Какие акты международного права?
Учащиеся называют известные им из курса правоведения:
Конституцию РФ и Трудовой Кодекс РФ;
Федеральный закон о профсоюзах;
Всеобщую Декларацию прав человека принятую ООН в 1948 году;
Конвенцию Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 года

 

Игра « Школа юриста» (пригласить по одному представителю от команды).
Разложите на книжных полках документы по степени их важности с точки зрения понятия «юридическая сила закона».
Учащиеся выполняют задание. В стопках книг Конституция РФ; Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод; Трудовой Кодекс РФ; Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10 от 12.06.1996; Комментарий к ТК РФ; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Ученики раскладывают книги на полках с точки зрения понятия «юридическая сила закона» и комментируют свои действия.
Учитель контролирует их действия, указывает на возможные ошибки.

Учитель: Знаете ли вы о той роли, которая отводится в этих законах профсоюзам?
Задание № 4. Давайте познакомимся с некоторыми статьями в этих важных документах.
Продолжаем выполнять задание.
Начнём с Конституции РФ. Ознакомьтесь с содержанием статей 2, 7, 30, 37. Какая роль в них отводится профсоюзам?
Учащиеся отвечают на вопрос после предварительного ознакомления со статьями Конституции. Профсоюзы играют большую роль в защите прав граждан, гарантированных государством. В обеспечении достойной жизни и свободного развития граждан им отводится особая роль, поскольку они являются органами самоуправления. Представители любой сферы деятельности имеют право на создание своего профессионального союза. Профсоюзы играют важную роль в бесконфликтном разрешении трудовых споров.

Задание № 5. 12 июня 1996 года был принят Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Ознакомьтесь с первой страницей Закона. Кто является гарантом деятельности профессиональных союзов?
Учащиеся отвечают, что деятельность профессиональных союзов гарантированна государством. Предмет регулирования и цели Федерального закона - общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение в профессиональные союзы. Профсоюзы – добровольные объединения граждан, связанные общими производственными, профессиональными интересами и создаваемые в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан.

Учитель: А теперь познакомимся со статьями Трудового Кодекса РФ, определяющими роль профессиональных союзов.
Продолжаем выполнять задание, но теперь оно будет самостоятельным для каждой группы.
Учащиеся самостоятельно знакомятся с заданиями для своей группы и находят информацию в соответствующих статьях Трудового Кодекса РФ.

Задания для мини-групп:


Задание для группы №1

В администрацию предприятия   обратилась  работник Смирнова с заявлением о  предоставлении отпуска за свой счет по семейным обстоятельствам. Директор ей отказал, несмотря на то, что она имеет малолетнего сына.  Может ли профсоюз предприятия помочь в разрешении конфликтной ситуации, если Смирнова не является членом профсоюза?
Для ответа на вопрос познакомьтесь с содержанием ст. ТК РФ.
Ответ учащихся. Профсоюз может помочь.   Он является органом социального партнёрства, может представлять её интересы по заявлению гражданки Соловьёвой. К тому же участие первичной профсоюзной организации в судьбе работающей мамы малолетнего ребенка поднимет авторитет профсоюза и возможно она примет решение вступить в его ряды.

^ Задание для группы №2
В профсоюзную организацию  школы поступило заявление от  сотрудницы  Петровой. Согласно информации, изложенной в заявлении, у гражданки Петровой два года назад родилась дочь, и она находилась в отпуске по уходу за ребенком. С 1 сентября она решила выйти на работу, но директор  заявил, что её рабочее место занято и вообще ей следует уволиться. Законны ли действия администрации? Может ли помочь профсоюз в разрешении конфликтной ситуации, чтобы не доводить дело до судебного разбирательства?
Для ответа на вопрос познакомьтесь с содержанием ст. 53, 171, 195, 352 ТК РФ.
Комментарий учителя: Задание не простое. Конечно же, действия администрации незаконны, и гражданка Петрова могла бы обратиться в суд. Но и профсоюз может призвать администрацию к ответу и инициировать административное взыскание, если нарушены права работника, особенно предусмотренные коллективным договором. Ведь коллективный договор составляется при участии профсоюзной организации и не должен содержать положений, нарушающих закон.
Ответ учащихся. Профсоюз должен в этой ситуации способствовать восстановлению работника в его должности. А также внимательно изучить коллективный договор. А администрацию следует наказать штрафом, а если не подействует – обратиться в суд.

^ Задание для группы №3
Работники Медицинского центра написали коллективное обращение в первичную профсоюзную организацию медицинских работников. Они просят разделись часовой обеденный перерыв на 3 временных промежутка:
15 минут на утренний чай – с 10.00 – до 10.15;
30 минут на обед с 13.00 – до 13.30
и 15 минут на вечерний чай с 17.00 – до 17.15.
В качестве аргумента они приводят следующий: значительную часть времени работники центра проводят, работая за компьютером. И, несмотря на то, что степень защиты от вредного излучающего воздействия монитора высокая, тем не менее, утомление от работы у дисплея наступает очень быстро и эффективность работы снижается. Может ли профсоюзная организация решить этот вопрос? Для ответа ознакомьтесь со ст.218 ТК РФ, а также с гл. 58 ТК РФ.
Ответ учащихся. Да, конечно же, эта проблема может быть решена, и к пожеланиям работников умственного труда, каковыми являются работники медицинского центра, стоит прислушаться. Профсоюз через комитет по охране труда должен сделать всё возможное, чтобы создать оптимальные условия труда для работников центра, но при этом не нарушать работы центра. Пожелания работников, зафиксированные первичной профсоюзной организацией, как представительным органом граждан, могут быть внесены в коллективный трудовой договор.


^ Задание для группы №4
Работники строительной фирмы обратились в профсоюзную организацию работников своей отрасли с гневным коллективным письмом. В письме сообщалось, что их труд уже в течение 2 месяцев не оплачивается. Профсоюз направил Директору фирмы требование о выплате заработной платы работникам. Директор указал секретарше не принимать от профкома никаких заявлений. Правомерны ли его действия?
Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 400 ТК РФ, а также с гл. 58 ТК РФ.
Ответ учащихся. Конечно же, нет, действия руководителя неправомерны. Он не имел права на подобные действия. Руководители предприятий должны учиться взаимодействовать с профсоюзами. А этот директор поступил нецивилизованно. Мы живём в правовом государстве, а он поступает очень авторитарно. Это – самоуправство! Если ты руководитель – учись управлять грамотно и по закону!

 

^ Задание для группы №5
Работники транспортного предприятия не имеют профсоюзной организации. Руководитель предприятия уверен, что она не нужна. Вместе с тем на предприятии условия охраны труда оставляют желать лучшего: парк автобусов очень старый (аварийный), некоторые автобусы не отапливаются, у водителей, совершающих поездки за пределы города, нет возможности принимать горячую пищу, да и на самом автопредприятии нет столовой. Что вы посоветуете руководителю автопредприятия?
Для ответа на вопрос ознакомьтесь со ст. 210 ТК РФ
Ответ учащихся. Руководитель предприятия не прав! Государственная политика в области охраны труда предполагает контроль со стороны государства за условиями охраны труда. Руководителю следует прислушаться к пожеланиям работников, иначе отказ от создания надлежащих условий труда для работников может обернуться для него закрытием предприятия.
А создание профсоюзной организации позволит не только инициировать разрешение многих проблем, связанных с созданием достойных условия труда для водителей автобусов, но и поднимет авторитет самого руководителя, как человека заботящегося о здоровье своих подчиненных.

^ Подведение итогов:
Учитель: Итак, подведем итоги, что нового о деятельности профсоюзов вы узнали сегодня. Чему вы научились?
Ответы учащихся:
Мы поняли, что роль профсоюзов велика. Это очень действенный и мобильный орган самоуправления, деятельность которого гарантируется государством в соответствии с Конституцией и Федеральным законом о профсоюзах.

В становлении правового государства и гражданского общества профсоюзы играют очень солидную роль. Они являются выразителями интересов граждан по многим социальным вопросам, в частности по трудовому праву. Именно первичные профессиональные союзы смогут сделать труд в ХХ1 веке достойным.

Профсоюзные организации – органы социального партнёрства, они участвуют в составлении коллективного договора между администрацией предприятия и работниками. Деятельность первичных профсоюзных организаций должна быть открытой, и хорошо бы, чтобы в их руководстве были представлены люди, хорошо разбирающиеся в законодательстве.

Благодаря тому, что мы сегодня узнали, мы лучше научимся защищать свои трудовые права через первичные профсоюзные организации.
Список литературы
1.Конституция РФ;
2.Трудовой Кодекс РФ;
3.Комментарий к ТК РФ;
4.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10 от 12.06.1996;
5.Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
6.Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод;

 

Условия труда. Охрана труда. Профсоюзы. Льготы

 

Понятие о профсоюзах, их назначении, о вредных и опасных для здоровья условиях труда, профессиональной заболеваемости,    производственном травматизме и его причинах, о льготах в связи с особыми условиями труда, о досрочных льготных пенсиях; Формировать умения анализировать условия труда в доступных для учащихся профессиях по определенным параметрам; ориентироваться в данных статистической таблицы о соотношении числа работающих в тяжелых условиях к числу льготников; анализировать реальные ситуации, связанные с производственным травматизмом.

Оборудование:

1 Учебный материал: возмещение вреда различными фондами, представленный в виде схемы.

2. Таблицы к заданию 1.

3. Карточки с определениями новых понятий. Основные понятия: профсоюз, штрейкбрехер, профзаболевания, производственный травматизм, льготы, льготная пенсия, Списки 1 и 2.

Содержание основных вопросов темы и методические рекомендации

Первоначально можно дать учащимся представление о профсоюзах и их назначении.

Профессиональный союз (профсоюз) - это объединение работников одной профессии (шахтеров, металлургов, текстилыциков, медицинских работников и т. д.) или предприятия, созданное для защиты интересов этих работников.

^ Профсоюзы выполняют следующие функции:

1. Ведут переговоры с администрацией об условиях оплаты труда представляя интересы наемных работников. Заключают договор зарплате от имени всех своих членов. Следят, не платят ли где за такую же работу больше. Если такую информацию получат, то члены профсоюза начинают требовать, чтобы и им платили не меньше. Профсоюзы следят, чтобы при росте производительности нормы и увеличении ее прибыли часть прибыли поступала работникам в виде более высокой оплаты труда. Чем больше прибыль предприятия, тем больше оно должно заплатить своим работникам. 2. Борются за улучшение условий труда. Ведут переговоры с работодателями о приемлемых для коллектива условиях труда (коллективный Договор).

3. Защищают рабочих от несправедливых увольнений. Улаживают трудовые споры, конфликты, исходя, прежде всего, из защиты трудовых прав работников.

4. Отстаивают права на возмещение ущерба при производственных травмах, на различные дополнительные выплаты и т. д.

5. Заботятся о тех, у кого есть работа, а безработные их беспокоят мало.

Нужно обратить внимание учащихся на то, что трудовые права людей защищаются, прежде всего, трудовым законодательством. Работодатели должны соблюдать правила найма и увольнения работников, охраны, оплаты и использования их труда, порядок предоставления отпусков, компенсаций за вредные и тяжелые условия труда и т. д. В случае возникновения трудовых конфликтов между работниками и администрацией интересы работников могут защищать не только профсоюзы, но и суд, прокуратура.

Профсоюзы могут требовать более высокой оплаты труда в связи с ростом стоимости жизни.

Интересы нанимателей и наемных работников различны. Работодатель всегда старается заплатить за труд рабочих меньше, чтобы его собственные доходы были больше. Между работодателем и профсоюзом идет торг за зарплату. Члены профсоюза требуют платить им такую зарплату, которую они считают справедливой. Если администрация не принимает этих условий, рабочие объявляют забастовку. Конечно, среди них есть штрейкбрехеры, которые выслуживаются перед хозяевами, не желают участвовать в общих забастовках, продолжают работать за прежнюю зарплату. Их за это и прозвали штрейкбрехерами, что по-немецки означает «разрушители забастовок».

Но если рабочие запрашивают слишком высокую зарплату, при которой вести дело становится невыгодно, наниматели могут закрыть предприятие (при этом они, конечно, сами лишаются доходов, но и рабочие оказываются без работы и без зарплаты). Таким образом, требуя всего сразу, рабочие могут разорить свою фирму и потерять работу. Поэтому на практике борьба работников за получение как можно большей зарплаты приводит к тому, что устанавливается более или менее устраивающий всех размер заработка [43, с. 35-40].

Во Франции членами профсоюзов являются лишь 12 % наемных работников, в США — 17 %. Чем выше уровень благосостояния жителей страны, тем спокойнее строятся отношения наемных работников и работодателей, тем реже и короче забастовки.

Д       алее на занятии сообщается об условиях труда, профзаболеваниях, производственном травматизме.

В список вредных включены 1 678 профессий (это примерно 23 % всех профессий), т. е. представители этих профессий работа-,0т в опасных для здоровья условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям [52, с. 37].

Среди людей, работающих во вредных условиях, отмечается снижение продолжительности жизни (рост смертности в трудоспособном возрасте), высокий риск рождения нездоровых детей, рост хронических профессиональных заболеваний: дыхательных (бронхолегочных) расстройств от запыленности и загазованности рабочей зоны, отравлений, сердечно-сосудистых заболеваний, вибрационной болезни, опорно-двигательных нарушений, тугоухости от постоянного превышения на производстве предельно допустимого уровня шума и т. д. Наблюдается рост инвалидности от профессиональных заболеваний.

Для предотвращения профзаболеваний и инвалидности работнику нужно обязательно заключать трудовой контракт с работодателем. В контракте должен предусматриваться пункт, в соответствии с которым даже начальные признаки развивающейся профессиональной болезни являются основанием для прекращения работы в данных условиях труда [37, с. 35-36].

В современных трудных экономических условиях высок и уровень производственного травматизма, потому что не только руководство предприятий, но и сами работники, стремясь побольше заработать на жизнь, перестают заботиться о сохранении здоровья.

^ Можно назвать три основные причины производственного травматизма:

1. До 40 % всех происшествий на предприятиях происходит из-за злоупотребления алкоголем.

2. В условиях капитализации экономики, правила безопасности труда слабо соблюдаются, становятся как бы необязательными.

3. Работодатели в погоне за выгодой нередко привлекают случайную и поэтому дешевую рабочую силу.

Случайного подрядчика не волнуют правила безопасного труда, ему нужно побыстрей и побольше заработать [38, с. 1].

Согласно закону на предприятиях должно осуществляться обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Для многих предприятий стали реальностью неплатежеспособность и банкротство. Это, безусловно, препятствует защите интересов пострадавших, а также членов их семей и иждивенцев.

Если работнику причинено увечье в результате несчастного случая или повреждено здоровье на производстве, то ему должен быть возмещен нанесенный вред за счет следующих фондов [69, с. 28] (Учащимся следует дать материал в виде схемы (рис. 8).

Если интересы пострадавших ущемляются, они могут обратиться в суд с иском о возмещении ущерба из-за утраты трудоспособности на предприятии.

И наконец, нужно рассказать учащимся о льготах за работу в особых условиях труда.

Работая в неблагоприятных и тяжелых условиях, люди могут рано утратить здоровье и трудоспособность, поэтому для них предусматриваются различные льготы: сокращение рабочего дня, недели, снижение требуемого трудового стажа (так называемый «горячий стаж» - от 7,5 до 12 лет), назначение дополнительных оплачиваемых отпусков; повышенная заработная плата, лечебное питание, льготное пенсионное обеспечение.

Педагогу следует дифференцировать понятия «пенсия» и «льготная пенсия».

Пенсия - денежные выплаты государства неработающим пожилым людям. В нашей стране пенсионный возраст установлен для женщин - 55 лет, для мужчин - 60 лет. Размер пенсии зависит от размера заработной платы, которую человек получал до ухода на пенсию. Кстати, выплаты уходящим на пенсию рабочим впервые были введены лишь в конце XIX в. канцлером Германии Бисмарком. Его нововведение широко распространилось по всему миру.

Льготная пенсия - выплачивается досрочно, т. е. раньше установленного пенсионного возраста. В нашей стране льготные пенсии за особые условия труда существуют с 1932 г., но широкое распространение они получили лишь после 1956 г., когда были введен Списки 1 и 2. Льготная пенсия по условиям труда с тех пор устанавливаться на основании этих Списков.

В 1991 г. были пересмотрены старые и утверждены новые [иски 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей, которые в настоящее время действуют на территории России и дают Право на пенсию на льготных условиях (шахтеры, пилоты, работники текстильных производств, железнодорожного транспорта и метрополитена, лесозаготовок и лесосплава, плавсостава морского, речного флота и флота рыбной промышленности, геологоразведочных, поисковых партий и отрядов, водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских линиях, спасатели, водолазы и др). Особенно высока численность работающих по Спискам 1 и 2 в таких отраслях промышленности, как химическая, горнорудная, нефтехимическая, микробиологическая, тяжелое машиностроение (65 % работников).

В народном хозяйстве более 4 млн рабочих мест, на которые распространяется действие этих Списков. При этом, по оценке экспертов, около 30 % людей, которые находятся на этих рабочих местах, трудятся в нормальных условиях, т. е. пенсионные льготы назначаются не всегда обоснованно [52, с. 35-39].

Для совершенствования порядка назначения пенсий в связи с особыми условиями труда Правительство РФ в 1997 г. издало распоряжение о введении индивидуального учета уровня профессионального риска на каждом рабочем месте. Если аттестация (проверка) рабочих мест не подтвердит наличие вредных производственных условий, то работники, занятые на этих местах, будут исключены из Списков! и 2 [14, с. 50-52]. »•

Подразумевается, что при работе в течение определенного срока в неблагоприятной производственной среде занятые в этих условиях люди утрачивают трудоспособность и не могут выполнять работу не только по данной, но и по другой профессии. На практике же льготная пенсия устанавливается независимо от фактической трудоспособности работника; подавляющее число льготных пенсионеров Продолжают работу, чаще всего по той же профессии, и после выхода на пенсию. В России каждая пятая пенсия назначена досрочно 8 связи с вредными и опасными условиями труда. Во многих странах получение пенсии, в том числе досрочной, лишает пенсионеров права продолжать трудовую деятельность.

Кроме того, сама система пенсионных льгот несовершенна, она препятствует улучшению условий труда на предприятиях, так как работодатели, вместо того чтобы заботиться об обеспечении безопасности производства, возмещают причиненный здоровью работников ущерб предоставлением пенсионных льгот. Работодателям экономически выгоднее добиться у правительства установления пенсионных льгот, вкладывать средства в улучшение условий труда.

Наниматели, которые не обеспечивают своим работникам необходимые условия труда, должны разделить с государством расходы по выплате льготных пенсий. Пока же государство ежемесячно выплачивает льготные пенсии из социальных фондов, т. е. за счет всего населения, всех трудящихся.

Работодателям не следует привлекать работников возможностью досрочного получения пенсий, они должны вкладывать средства в улучшение условий труда. Охрана труда (создание системы профилактики профзаболеваний, сохранения здоровья работников) требует более дорогостоящих мер, чем досрочное льготное обеспечение [52, с. 37-38; 14, с. 53].

Можно сообщить учащимся и о том, что льготные пенсии назначаются не только из-за условий труда на основании Списков 1 и 2, но и по медико-биологическим показателям: надбавки людям, получившим инвалидность вследствие ранения, контузии или увечья при пребывании на фронте; женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; слепым работникам и др., а также по региональным признакам: лицам, проработавшим не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и др.

^ Вопросы на закрепление:

1. В каких случаях профсоюзы требуют повышения заработной платы?

2. Всегда ли возможно увеличение зарплаты до требуемого профсоюзами уровня без ущерба для деятельности фирмы? Почему возможно (невозможно)?

3. Какие действия может предпринять работодатель в ответ на забастовку профсоюзов?

4. Кто такие штрейкбрехеры?

5. Какие еще интересы наемных работников (кроме оплаты труда) отстаивают профсоюзы?

6. Какие правила трудового законодательства должны соблюдать работодатели в отношении наемных работников?

7. Почему возникают профессиональные заболевания? Перечислите некоторые из них.

8. На какой пункт трудового договора следует обращать внимание при устройстве на работу, чтобы избежать профзаболевания и инвалидности?

9. Назовите основные причины производственного травматизм3-

10. Какие службы должны возместить вред, причиненный здор0' вью работника на производстве в результате несчастного случая?

11. Какие существуют льготы за работу в особых условиях ?

12. Чем отличается обычная пенсия от льготной?

13. Приведите примеры профессий или отраслей промышленности, где особенно высока численность работающих по Спискам -1 и 2.

14. Всегда ли пенсионные льготы назначаются обоснованно? а чем состоят изъяны в порядке назначения пенсий в связи с особыми условиями труда?

15. Кто выплачивает льготные пенсии: государство или работодатели? А кто, по-вашему, их должен выплачивать?

16. Почему система пенсионных льгот препятствует улучшению условий труда? Обоснуйте ответ.

 

 

Похожие:

Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект урока по теме «Прямолинейное равноускоренное движение. Решение задач»
Цель урока: Систематизировать знания о способах решения задач при равноускоренном движении
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект урока по дисциплине: «Психология человека» Тема: «Мышление и речь»
Цель урока: Обеспечить освоение темы «Мышление и речь» на уровне решения практических задач
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе
Цели урока: представить учащимся историческую обстановку в России 30-х годов XXI века
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект урока по физике. Класс: Дата: 12. 2003 Учитель: Соколов В. Н
Цели: ввести понятие реактивного движения и рассказать о его использовании на практике; формировать навыки решения задач на закон...
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект урока. Значение двигательной активности и физической культуры...
Ознакомить с простейшими приемами и упражнениями, формирующими правильную осанку
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект урока русского языка (2 класс)
Все этапы урока подчинены общей теме «Зимние мотивы». На заключительном этапе урока проводится определение целей проекта, способов...
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconКонспект открытого урока чтения в 3 классе по теме «С. Есенин. Черемуха»
Цели урока: познакомить учащихся с биографией С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружающую природу; совершенствовать навыки...
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconУрок русского языка в 7 классе Тема урока
Организационный момент. Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях уч-ся. Объявление темы урока. Постановка цели и...
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconУрока. Обучающие
Конспект урока (по программе И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской «Химия 9 класс» для основной общеобразовательной школы)
Конспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач iconПлан-конспект урока
Формирование понятий о почвах посредством актуализации, имеющихся представлений и формирования новых
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница