Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11




НазваниеМодели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы


Модель работы с одаренными детьми в начальной школе

«Тропинка к - Я»

Составитель: руководитель методического объединения учителей начальных классов Мальцева Н.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11

с. Константиновское

Название модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11: «Тропинка к - Я».
^ Задачи модели работы с одаренными детьми:


1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследователь-ских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
2. Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы совре-менной цивилизации.
3. Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выстав-ках,олимпиадах.
4. Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для раз-вития одаренности.
5. Расширить пространство повышения квалификации педагогов школы, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащи-мися.
^ Нормативно-правовая база программы:

- основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
- основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.;
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.;
- Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.;
- Перспективный план развития МОУ СОШ № 11 на 2006-2010г.г.;

Разработчик: Руководитель методического объединения учителей начальных классов МОУ СОШ №11 Мальцева Н.В.

^ Год разработки: 2008г.
Сроки реализации программы: 2008-2010г.г.

Пояснительная записка.

Развитие детской одаренности является превалирующим направлением
образовательной модели МОУ СОШ №11 . При разработке данной программы использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку Федеральной Программы «Дети России».

Реализация программы приведет к появлению новообразований в работе с одаренными детьми. Модель работы с одаренными детьми «Тропинка к - Я» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально -личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:

- овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;
- психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;
- зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,
преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-
ориентированных учебных систем (УМК «Гармония», Образовательная система 2100). Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа на вопрос «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из
условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.
^ Цели модели работы с одаренными детьми.

1.Стратегическая цель модели - переход системы педагогического содействия развития одаренности из режима управления в режим самоуправления.

2.Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуника-тивными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

3.Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

4.Развивающая цель- развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Задачи разработанной модели работы с одаренными детьми:

  • разработать методику выявления одарённых детей.

  • повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка.

  • создать условия для самореализации одарённых детей.

  • разработать индивидуальные программы развития одарённых детей.

  • создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития детей.

  • внедрить в учебно-воспитательный процесс все виды и формы творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

  • создать банк данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательном  учреждении и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе

  • разработать и внедрять прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми.

^ Основные задачи методического обеспечения модели работы с одаренными детьми:

-внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
-обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого – медико педагогическую поддержку одаренных детей;
-совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;
- организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

  • Издание исследовательских работ учащихся.

  • Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети».

  • Создание условий для развития и реализации творческих, учебно-исследовательских способностей учащихся.

  • Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.


^ Актуальность разработки модели

На современном этапе одним из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны является налаженная система поиска и обучения одаренных индивидуумов, формирование интеллектуальной элиты, которая по существу задает темп развитию науки, техники, экономики, культуры, определяет эффективность этого развития. Главным направлением развития системы школьного образования является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании.

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения. Успешность работы с одаренными учащимися зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальной школы.

^ Концепция модели развития одарённых детей

   Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее  становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие. Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы.
^ Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость добывания знаний, умственного труда.
^ Выделяют три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2 Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки.

3.Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Многое зависит  от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители и школа обязаны стремиться развивать в детях следующие личные качества:

  • уверенность ,которая основывается на сознании самоценности.

  • понимание достоинств и недостатков в себе самом.

  • интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.

  • уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.

  • привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.

  • умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучении;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


^ Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных способностей учащихся.

^ II этап – диагностический – на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным.
^ Критерии экспертной оценки признаков одаренности учащихся.

  1. Легкость и быстрота достижения высоких результатов в том или ином виде деятельности ( быстро и легко усваиваются новые способы деятельности)

  2. Активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности)

  3. Умение решать творческие задачи (в поисках новых способов выходит за рамки поставленной задачи)


^ Уровни проявления одаренности учащихся

1 разряд – высокий уровень проявления одаренности (все критерии оценки проявляются постоянно);

2 разряд – уровень выше среднего( все критерии оценки проявляются часто, но не всегда);

3 разряд – средний уровень (все критерии оценки в раной степени как проявляются, так и не проявляются);

4 разряд – уровень ниже среднего ( критерии оценки проявляются достаточно редко);

5 разряд – низкий уровень (критерии оценки не проявляются совсем)
^ Диагностическая методика

«Интеллектуальные и творческие способности»


п/п

Показатели

В.

В.с.

С.

Н.с.

Н.

1

Память – способность ребенка быстро запоминать и удерживать долгое время в памяти различную информацию
















2

Внимание – способность ребенка быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею зани-маться не отвлекаясь.
















3

Способность к анализу и синтезу – способность ребенка быстро «раскла-дывать» предложенную информацию на составляющие части или, наоборот, из нескольких частей собирать целое (делать вывод)
















4

Продуктивность мышления – способность ребенка находить большое количество решений на любую поставленную перед ним проблему.
















5

Перфекционизм ( старательность) – стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до сосответствия самым высоким стандартам.
















6

Гибкость мышления – способность ребенка быстро изменять свое поведение, вносить коррективы в свою деятельность в зависимости от изменившихся обстоятельств, объединять в своей деятельности знания и умения из различных областей жизни.
















7

Оригинальность мышления – способность ребенка выдвигать новые, нестандартные идеи, видеть необычное в обычном.

















^ Диагностическая методика

«Черты личности»


п/п

Показатели

В.

В.с.

С.

Н.с.

Н.

1

Самооценка – реальная оценка своих личностных качеств и способностей.
















2

Эгоцентризм – направленность на себя.
















3

Демонстративность – желание всегда быть в центре внимания.
















4

Эмоциональность – восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира.
















5

Произвольное поведение – умение подчинять свои желания требованиям и необходимости.
















6

Способность к оценке – критичность мышления.

















^ Условия успешной работы с одаренными учащимися.

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  • Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  1. учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

  2. учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

  3. учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  4. учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.


Формы работы с одаренными учащимися

  • Творческие мастерские;

  • Групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

  • Кружки по интересам;

  • Конкурсы;

  • Интеллектуальный марафон;

  • Участие в олимпиадах школы, района, края.

  • Участие в заочных российских конкурсах «Интеллект будущего» «Кенгуру», «Русский медвежонок»

  • Работа по индивидуальным планам


План работы с одарёнными и талантливыми детьми.

  1. Продолжить внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

  2. Создание и пополнение базы данных одаренных детей школы.

  3. Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования по вопросам выявления одаренных детей

  4. Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

  5. Совершенствовать работу научного общества учащихся

       - Создание нормативной и методической базы

      - Подготовка педагогических кадров, создание совета общества, его членов, разработка

программ, планов

- Организация исследовательской деятельности

  1. Участие школьников в районных олимпиадах, конкурсах, смотрах

  2. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов, среди одаренных школьников

  3. Составление календаря массовых мероприятий с одаренными детьми на учебный год

  4. Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

  5. Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми

  6. Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. Формирование раздела «Одаренные дети»

  7. Заключение договора о сотрудничестве с краевым центром творческого развития и гуманитарного образования  для одаренных детей «Поиск»;

  8. Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, благодаря которым учителя разрабатывают содержание индивидуальной программы обучения.

     -  Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми

      -  Проведения занятий с детьми

     -   Отработка форм, методов, приёмов работы

  1. Создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.
^ Работа с родителями

Школьное образование эта та сфера, где в основном идёт формирование личностных качеств и творческих способностей. Средний и старший возрастной этап является наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка, но для результативности работы с одаренными детьми начинать ее надо в раннем возрасте, в начальной школе Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:
1.  Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2.  Чтение  лекций для родителей.
3.  Подбор научной и практической литературы для родителей.
4.  Систему обучения детей в системе дополнительного образования.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера:

  1. Понятие одаренности.

  2. Виды одаренности.

  3. Одаренность и пол.

  4. Психологические аспекты одаренности.

  5. Профориентация одаренных детей.

  6. Социальная адаптация одаренного ребенка.

Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.

        Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки, клубы, секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах за пределами школы также стимулируют развитие одарённых детей.

Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

^ Список использованной литературы.

1. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? Учительская газета,1997г., 13 мая.

2. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 3.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.

4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.

5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО
«АиФ Принт» , 2003г.

6. Журнал « Завуч школы», № 5, 2006г.
7. Журнал « Начальная школа» № 3,1997г.

Похожие:

Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconСистема работы с одаренными детьми в начальной школе муниципального...
Именно это мы и стараемся делать в школе №185 с углубленным изучением отдельных предметов
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconПрограмма работы с одаренными детьми составлена учителем математики...
Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа...
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconПрограмма работы с одаренными детьми. Программа работы с одаренными...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муслюмовской средней общеобразовательной школы №3 Муслюмовского муниципального...
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconКоллективный договор муниципального автономного общеобразовательного...
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №26 (далее школа)
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconПрограмма развития Муниципального общеобразовательного учреждения...
Введение. Информационная справка о моу озёрной средней общеобразовательной школе
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Правительства Российской Федерации от 19. 03. 2001г. №196, постановлением главы Красногорского муниципального района от 26 ноября...
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconОбщая характеристика Муниципального образовательного учреждения средней...
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6 за 2012-2013 учебный год
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Решением Совета муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №4
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconДоклад Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12
Модели работы с одаренными детьми начальной школе в рамках муниципального обшеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11 iconПояснительная записка к учебному плану Муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения начальной общеобразовательной школы №52
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница