Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Саранпаульская средняя общеобразовательная школа. Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Паспорт программы 1.Наименование программы
| Программа МБОУ Саранпаульской средней общеобразовательной школы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
| 2. Нормативная база
| 1) Конституция Российской Федерации
2) Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
3) Федеральный Закон РФ «Об образовании» от 29.12. 2012
4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
5) 120 Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (21 мая 1999)
| 3. Цель
| Профилактика безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
| 4. Задачи
| Программа направлена на решение следующих задач:
- защиту прав и законных интересов детей и подростков, а так же интересов детей оставшихся без попечения родителей
- снижение подростковой преступности
- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
- социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении
- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
| 5. Сроки реализации
| 2013-2017 год
| 6. Ожидаемые результаты
| Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия
- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними
| 7. Разработчик программы
| МБОУ ССОШ
| ^
Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является анализ совершаемых несовершеннолетними преступлений, общественно-опасных деяний и правонарушений, состояние безнадзорности детей и подростков, социальная неустроенность несовершеннолетних, совершающих преступления и правонарушения, неблагополучие в семьях, что является одной из основных причин преступности среди несовершеннолетних. По данным КДН на территории Березовского района на протяжении нескольких лет наблюдается волнообразная криминогенная ситуация в подростковой среде:
Из года в год увеличивается число родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей. В 2013 году в селе Саранпауль зарегистрировано .. неблагополучных семей, из их числа 4 детей стоят на учете в ПДН
Характер преступности обусловлен социальной нестабильностью ситуации во многих семьях, отсутствием материальных средств и возможностей трудоустроиться. Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- медико-социальные факторы (экономически неблагоприятные условия, либо хронические заболевания родителей, пренебрежение санитарно-гигиеническими требованиями);
- социально – демографические факторы (неполная семья, многодетная, семьи с несовершеннолетними родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми);
- социально-психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциально-конфликтными отношениями супругов, родителей, детей, педагогической несостоятельности родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);
- криминальные факторы (алкоголизм, аморальный и паразитический образ жизни, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации. Все это обуславливает необходимость создания комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
^
Для целей настоящей Программы применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении , психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством , а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
группа социального риска - любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних;
индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Целью программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.
Программа направлена на решение следующих задач:
- защиту прав и законных интересов детей и подростков
- снижение подростковой преступности
- предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей оставшихся без попечения родителей
- профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков
- социально-психологическая помощь неблагополучным семьям
- координация деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий
Мероприятия по реализации программы
^ №
п/п
| Наименование мероприятий
| Сроки проведения
| Ответственный исполнитель
| 1.
| Проанализировать информацию о положении детей в ОУ и итоги деятельности участников системы профилактики правонарушений несовершеннолетних
| Сентябрь 2013г
|
| 2.
| Провести исследование успешности социальной адаптации выпускников ОУ
| Сентябрь 2013
| Администрация ОУ
| 3.
| Провести анализ результативности работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних классными руководителями
| Май 2013г.
| Администрация ОУ
| 4.
| Проведение ежегодной межведомственной операции «Подросток»
| ежегодно
| КДН, ОВД, ОУ
| 5.
| Проведение беседы с родителями «Семья без алкоголя»
| 1 раз в год
| Администрация ОУ
| 6.
| В целях активизации правового просвещения среди учащихся школы
- организовать работу Совета профилактики.
- викторина правовых знаний среди школьников
| Постоянно
| Социальный педагог
| 7.
| Провести акции «День борьбы с вредными привычками», приуроченной к международным дням борьбы со СПИДОМ, борьбы с наркоманией и курением
| ежегодно
| Классные руководители, социальный педагог
| 8.
| Провести мероприятия по защите прав ребенка, посвященную Дню защиты детей
| 01 июня
ежегодно
| Организатор преподаватель ОБЖ, классные руководители, ЗДВР
| 9.
| Проводить совещания (тематические) по предупреждению безнадзорности и правонарушений
| 1 раз в год
| ЗДВР
| 10.
| В целях разъяснения Законодательства РФ проводить встречи подростков и их родителей в школе с приглашением инспектора ПДН, руководителей УВД, Центра занятости и других участников профилактики.
| Ежеквартально
| Социальный педагог
| 11.
| Провести изучение досуга несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел и КДН, детей из неблагополучных семей.. Обеспечить вовлечение указанной категории несовершеннолетних в занятие кружков, секций, работающих на бесплатной основе в учреждениях образования, культуры
| Сентябрь- октябрь ежегодно
| Классные руководители, соцпедагог,
| 12.
| Подготовка представлений –характеристик на заседания КДН и ЗП
| Ежемесячно, 2 раза в месяц
| Социальный педагог, классные руководители
| 13.
| Организовать деятельность родительского патруля, совместно с ПДН
| Сентябрь- октябрь, ежегодно
| Социальный педагог, кл.рук, ЗДВР
| 14.
| Организовать проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, патриотическому воспитанию, стимулированию правопослушного поведения учащихся
| В течение года
| Администрация ОУ
| 15.
| Принимать участие в районных, окружных акциях
| ежегодно
| Администрация ОУ
| 16.
| Провести совещание при ЗДВР по линии ВСЕОБУЧА
| Ежегодно сентябрь
| ЗДВР
| 17.
| Приобрести учебно – наглядные пособия, раздаточный материал, компьютерные программы, обеспечивающие выполнение практической части образовательных программ безопасности дорожного движения
| Начало года
| Администрация ОУ
| 18.
| Проводить школьный конкурс детских рисунков «Внимание, дорога!»
| Ежегодно май
| Рук ОБЖ, учителя ИЗО
| 19.
| Провести профилактическую операцию «Внимание – дети!»
| ежегодно
| Рук. ОЮЖ классные руководители
| 20.
| Участие в военно – патриотической игре «Зарница»
| ежегодно
| Педагог организатор, учителя физической культуры,
| ^
| 21.
| Совершенствование системы мониторинга и анализа работы классных руководителей по выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних .
| Постоянно
| Администрация ОУ
| 22.
| Продолжать формирование и корректировку банка данных и своевременное его пополнение на выявленные семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в государственной поддержке, неблагополучные семьи, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию и обучению детей, отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
| Постоянно
| классные руководители, соцпедагог
| 23.
| Разработать Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
| Октябрь 2013 года
| ЗДВР
| 24.
| Проводить рейды по проверке неблагополучных семей имеющих несовершеннолетних детей; по местам концентрации подростков; с целью выявления безнадзорных подростков и несовершеннолетних правонарушителей, своевременно принимать к ним и их родителям меры воздействия.
| По мере необходимости
| Социальный педагог, классные руководители
| 25.
| Составление социального паспорта школы
| Ежегодно
сентябрь
| Соцпедагог, классные руководители
| 26.
| -Осуществлять контроль: за своевременным выявлением несовершеннолетних, не посещающих ОУ по неуважительным причинам
-Осуществлять комплексные меры, способствующие возвращению несовершеннолетних в школу для получения основного общего образования
| В течение учебных годов
По мере выявления
| классные руководители, соцпедагог, ЗДУВР
| 27.
| Проведение совещания при директоре с заслушиванием классных руководителей по выполнению ФЗ №120
| декабрь
| Администрация ОУ
| 28.
| В целях охраны прав и законных интересов детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством осуществлять проверки условий их жизни, оказывать социально –реабилитационную помощь
| 2 раза в год
| Соцпедагог
| 29.
| Анализировать занятость учащихся (в т.ч. детей группы риска) в кружках, спортивных клубах и т.п.
| ежегодно
| Классные руководители, ЗДВР
| ^
| 30.
| Оказать помощь в трудоустройстве несовершеннолетних в летний период и организации летнего отдыха детей «группы риска».
| Ежегодно в период летних каникул
| Социальный педагог классные руководители, родительский комитет, представители администрации села
| 31.
| Совершенствовать методику работы с родителями из неблагополучных семей, детей «группы риска», родительской общественностью по проблемам воспитания детей. Отработать тематику родительских собраний в ОУ с привлечением всех субъектов профилактики.
| Постоянно
| Администрация ОУ
| 32.
| Организация летнего отдыха детей, оставшихся без попечения родителей
| ежегодно
| Классные руководители. Соцпедагог, ЗДВР
| 33
| Проведение круглых столов по вопросам профилактики правонарушений и преступности среди подростков, повышения правовых знаний педагогов, родителей, детей
| 1 раз в год
| КДН и ЗП
Социаьный педагог, ЗДВР
| 34
| Организация занятости учащихся в послеурочное время
| в течение года
| Педагог организатор
Старшая вожатая
| 35
| Вовлечение детей группы риска в органы самоуправления школой и классом
| Сентябрь-октябрь
| Классные рук
Педагог организатор
Старшая вожатая
| 36
| Выпуск брошюр и буклетов для подростков и родителей информационно- правового, профилактического характера
| 1 раз в четверть
| Социальный педагог, медсестра школы
| |