Санникова Лидия Сергеевна




НазваниеСанникова Лидия Сергеевна
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипЗакон
Санникова Лидия Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ лицей г.Вятские Поляны

Формы работы по охране жизни и здоровья младших школьников.

Здоров будешь, все добудешь

(пословица)

Существуют различные точки зрения на способы решения задачи сохранения, укрепления здоровья учащихся. Остановлюсь на некоторых наиболее значимых и реально осуществимых способах валеологизации образовательной среды и учебного процесса в своем классе. Конечно, проблема охраны здоровья детей – проблема комплексная и сводить все ее аспекты только к школе неправильно. Но последние исследования показывают, что большинство причин ухудшения здоровья детей в период их школьного обучения носит не объективный, а субъективный характер. И связано это или с неправильными действиями учителей, или их бездействием в отношении охраны здоровья. Я считаю, что девиз медиков « Не навреди!» должен стать и девизом педагогов. Успешность обучения ребенка в школе зависит от сохранения и укрепления его здоровья.

Первыми моими шагами были:

  1. Изучение нормативно – правовой базы по проблеме.

Закон РСФСР « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», в котором в разделе 2.4.2 Школьные учреждения определены Санитарные правила и нормы СанПин 2.4.2- 576-96.

Федеральный государственный образовательный стандарт

Письма Министерства образования РФ:

« Об организации обучения в 1 классе четырехлетней начальной школы»,

« О подготовке детей к школе»,

« О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»

« Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
2)Переоценка БУП- как средства защиты от перегрузок.

В школьный компонент УП включены предметы ОБЖ, ОДА. Цель которых: формировать здоровый образ жизни.

В 1-2 классах с целью укрепления здоровья и совершенствования физического развития был открыт для всех учащихся спортивный кружок. Занятия круглый год проводились на свежем воздухе. 1 место в «Веселых стартах» и 2 место в футболе на муниципальном уровне подтвердило эффективность работы кружка.

Пропагандирую и поощряю посещение учащимися класса учреждений дополнительного образования: мальчики посещают спортивные секции, а девочки -танцевальную студию.

В практике работы с детьми младшего школьного возраста считаю необходимым соблюдение преемственности между детским садом и начальной школой. Активно использую такие формы как взаимопосещение, изучение документации, День открытых дверей, беседы с воспитателями и узкими специалистами детского сада и др. Взаимополезным был разговор с представителями детских садов города во время окружного семинара «Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия новых знаний (на примере курса математики)»Неорганизованные дети имеют возможность подготовиться к школе, посещая Школу развития с ноября по май.

Я знаю, что в первую очередь для первоклассников наиболее болезненно протекает адаптационный период, так как из привычного мира семьи и детского сада они попадают в совершенно новые условия разновозрастной, многоликой школьной среды. Дети всем своим существом переживают это дисгармоничное время. Возрастная тревожность снижает общую сопротивляемость организма, в результате чего учащаются простудные заболевания, возрастает зона невротического риска.

В целях облегчения адаптации детей в первом классе применяю «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием ученой нагрузки.

В 1-2 классах была открыта группа продленного дня, которая поддерживала режим школьников, создавала благоприятные условия для организации труда и досуга учащихся, удовлетворяла биологическую потребность в движении.

Прогулки на свежем воздухе с подвижными играми не только обеспечивают отдых после учебных занятий , но и важны для профилактики расстройств зрения. Офтальмологи считают, что близорукость развивается у школьников как следствие накапливающейся изо дня в день световой и ультрафиолетовой недостаточности.

Для обеспечения двигательной активности, профилактики утомления и релаксации учащихся на уроках ,во время подготовки домашних заданий в гпд отобрала и отработала комплексы физических пауз для глаз, пальцев, осанки и др.

Не первый год практикую в качестве полезного отдыха точечный массаж, направленный на профилактику простудных заболеваний.

Дети привыкли к чесночным бусам, которые приходится надевать 2-3 раза в год в период распространения вирусных инфекций.

Основной формой организации УП является урок. Именно от урока в наибольшей степени зависит , будет ли обучение здоровье сберегающим или здоровье разрушающим. Гигиенические требования к организации уроков ( чередование форм, методов обучения, оптимальное время непрерывного письма, чтения, использования ТСО) в педагогической литературе освещены достаточно подробно. Я искала дополнительные возможности здоровье -сбережения. Анализируя собственные наблюдения, а также результаты проблем образования, выводы ученых (особенно тех кто занимается валеологизацией образовательной среды и учебного процесса Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, В.П. Петленко, Л.Г. Татарникова) выявила «болезненные факторы и наметила пути их устранения.

Так, отрицательное влияние на здоровье учащихся оказывает преподавание и обучение в режиме «готового знания». Это значит, что детям с первого дня обучения в школе предлагается определенная информация для усвоения, запоминания и дальнейшего воспроизведения. При таком подходе остается невостребованным богатый внеучебный опыт учащихся, который они приобретают в обыденной жизни. Постепенно гаснут любознательность, пытливость, по мере исчезания вопросов «Почему?» и «Зачем?», ослабевает интерес к учебному труду. А через некоторое время – низкая общая, в том числе и духовная культура молодого поколения.

В настоящее время обучение веду по УМК «Школа 2000…»-« Школа 2100», научные руководители А.А. Леонтьев , Л.Г. Петерсон. Комплекты помогают наиболее эффективно организовывать личностный подход в обучении, проводить работу с детьми разного уровня готовности к школе, боле тонко и целенаправленно проводить систему воспитательной работы с учащимися.

Наметила пути сохранения здоровья детей в рамках традиционного урока:

- комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся;

- своевременное проведение на уроке валеологических пауз, направленных на поддержание высокого уровня работоспособности;

- привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обанятельных;

- объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся;

- постановка вопросов в форме предполагающей возможность размышления;

- смена видов деятельности;

- опрос и система оценивания ответов ( психологами доказано, что стремиться к успеху может только тот человек, который хотя бы однажды пережил ситуацию успеха);

- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.;

- психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками ( комфорт - напряжение, сотрудничество - авторитарность, индивидуальные - фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный - недостаточный); между учениками (сотрудничество - соперничество, дружелюбие - враждебность, заинтересованность - безразличие, активность – пассивность);

- наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.;

- использование элементов релаксации;

- плотность урока.

Стараюсь соблюдать ряд условий, обеспечивающих регулирование выполнения учащимися домашних заданий

- в зависимости от сложности разделов или тем;

-от приоритетности предметов в ту или иную неделю;

- в границах допустимого объема д/з на основе учета особенностей учащихся, адаптивности к временам года, погоде.

Каждый учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. В плане воспитательной работы целый раздел отвела проблеме сохранения здоровья.

Для учащихся 1 класса составила программу « Твои первые уроки здоровья».

На каждом из 8 занятий дети узнают, как ухаживать за собой и делать это с удовольствием.

Разработаны классные часы для 2-4 классов.

На них ребята узнают о своем здоровье, как его беречь и восстанавливать, о психологическом здоровье - как реагировать на неблагоприятную обстановку, изменять настроение в лучшую сторону.

Классные часы нередко провожу в форме викторины, КВН, экскурсии, ролевой игры, практикума, приглашаю родителей.
В классе создана детская санитарная служба «Айболит». В обязанность санитаров входит поддержание порядка в классной комнате и проверка чистоты рук.
Я хорошо понимаю, что оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на эту работу, и дети могут в семейных условиях продолжать обучение азбуке здоровья и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки. Потому я привлекаю родителей к активному участию в жизни класса: к организации экскурсий, походов, вечеров отдыха, спортивных праздников, путешествий и т.д..

На родительских собраниях информирую родителей по вопросам здоровьесбережения :

  1. Роль семьи в воспитании здорового ребенка;

  2. О правильном питании младших школьников;

  3. Закаливание детей младшего школьного возраста;

  4. Влияние компьютерных игр на психику ребенка.

Родители имеют возможность получить нужную консультацию школьного психолога, врача, логопеда. Они активно интересуются вопросами питания, чистоты и уюта в лицее.

Все дети с удовольствием питаются в столовой, а не чипсами и сухариками. Нынешняя зима выдалась снежной и морозной. Родители позаботились об удобной теплой обуви. Почти весь класс обулся в валенки. Полезно и комфортно.

Таким образом, в настоящее время я использую имеющиеся возможности по сохранению здоровья учащихся, что подтверждается стабилизацией их уровня заболеваемости.

Похожие:

Санникова Лидия Сергеевна iconФокина Лидия Петровна Литературное чтение 3 класс Фокина Лидия Петровна...
Слоны это крупные животные. Самые крупные из них африканские. Рост их достигает 4 м, вес 7 тонн
Санникова Лидия Сергеевна iconКочанович лидия михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 муниципального образования город-курорт...
Санникова Лидия Сергеевна iconАвторы работы: Мещерякова Лидия, Цалевич Владимир, Глухих Кристина
...
Санникова Лидия Сергеевна iconАткина Лидия Николаевна
Коллектив мдоу №70 г. Пензы рад вас приветствовать на сайте дошкольного образовательного учреждения. Предлагаем вам ознакомиться...
Санникова Лидия Сергеевна iconПо материалам книги
Бикеева алина сергеевна «Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель»
Санникова Лидия Сергеевна iconОткрытый урок в 7 классе/ Учитель биологии Барсукова Ирина Сергеевна
На прошлом уроке мы познакомились с размножением млекопитающих и их разнообразием
Санникова Лидия Сергеевна iconМалярчук Марина Сергеевна
«Мариупольская общеобразовательная І –ііі ступеней школы №47, квалификационная категория «специалист высшей категории», «старший...
Санникова Лидия Сергеевна iconРабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория
Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего...
Санникова Лидия Сергеевна icon11-е чтения памяти Л. С. Выготского Программа секции "Психология эмоций"
Панкратова Алина Александровна, Паршикова Оксана Викторовна, Алексеева Ольга Сергеевна (Факультет психологии мгу)
Санникова Лидия Сергеевна iconБ. А. Минин новознание знание о новом, новистика учебно
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница