Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр




НазваниеПрофилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы

Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с ОНР




Аннотация

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с общим недоразвитием речи продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

  • формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи,

  • развивать мелкую моторику рук,

  • ориентировки в пространстве,

  • развивать все психические процессы,

  • готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

^ Развитие слухового восприятия.

1. "Где звук и сколько слогов"

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?"

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

^ 3. "Зашифрованное слово"

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры:

  • для формирования слухового внимания: "Угадай, кто это?",

  • для формирования навыка определения направления звука: "Где позвонили?", "Жмурки с голосом".

  • для различения силы и громкости звука: "Тихо-громко".

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам".

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

^ Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

  • умение анализировать предмет, его изображение,

  • составление картинки, разрезанной на части,

  • конструирование по образцу, по представлению,

  • умение видеть графему и ее точное расположение,

  • запоминание элементов букв,

  • различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

  • дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

  1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

  2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

  3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

Библиографический список

  • И.Н.Садовникова, Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Москва, ПАРАДИГМА, 2011 год.

  • О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина, Энциклопедия логопедических игр. Санкт-Петербург, КАРО, 2007 год. 

Похожие:

Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр icon«Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников»
«Коррекция дисграфии и дислексии у младших школьников». Наша группа работает с 2003года. В её состав входят учителя-логопеды школ...
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconИспользование отдельных логопедических приемов коррекции на уроках письма
Возникает необходимость использования в педагогическом процессе специальных логопедических приемов работы для снижения вероятности...
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconРабочая программа по логопедии: «Коррекция дисграфии смешанного вида...
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники...
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconВоспитание культуры поведения у старших дошкольников
Введение 3
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconИспользование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников
«использование блоков дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconВлияние подвижных игр с правилами на произвольное поведение старших дошкольников
Iii. Выявление влияния игр с правилами на произвольное поведение дошкольников 52
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconРабочая программа по коррекции дисграфии, обусловленной недоразвитием...
Составлена в соответствии с программой «Коррекция акустической дисграфии» (автор: Е. В. Мазанова, 2006 г)
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconПланирование работы по самообразованию педагогов
«Развитие речи и мышления старших дошкольников с тнр с использованием мнемотехники»
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconФормирование основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности
Работа выполнена в гоу впо «Челябинский государственный педагогический университет»
Профилактика дисграфии и дислексии у старших дошкольников с онр iconКлассификация дисграфии у детей
Дисграфия – это нарушение процесса письма. Классификация дисграфии осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница