Классного руководителя




НазваниеКлассного руководителя
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

На наш взгляд, качество деятельности классного руководителя можно оце­нить по следующим критериям:

  • готовность к осуществлению воспитательной деятельности;

  • уровень развития классного коллектива;

  • качество организуемых в классе ключевых дел;

  • эффективность работы классного руководителя;

  • личностные качества выпускников данного классного руководителя. Ниже приведены соответствующие диагностические методики, позволяющие более или менее адекватно оценить качество деятельности классного руководителя


^ 1. Самодиагностика готовности педагога к осуществлению воспитательной деятельности
Уважаемый коллега!

Мы часто говорим о малоэффективной воспитательной деятельности в шко­ле. Давайте вместе найдем причины этого явления. Особенностью данной диагно­стики является то, что она позволяет на основе самооценки личностных качеств учителя, его базовых педагогических знаний и воспитательных умений отрефлек-сировать и определить уровень готовности учителя к воспитательной деятельности, выявить неиспользованные резервы и скрытые потенциалы личности и тем самым сделать воспитательный процесс более эффективным.

Предлагаем оценить компонентный состав своей готовности к осуществле­нию воспитательной деятельности по десятибалльной шкале, где:

  1. балл - очень низкий уровень оцениваемого качества или отсутствие его;

  2. балла - низкий;

  3. балла - ниже среднего;

  4. балла - чуть ниже среднего;

  5. баллов - средний уровень;

  6. баллов - чуть выше среднего;

  7. баллов - выше среднего;

  8. баллов - высокий;

9 баллов - очень высокий;

10 баллов - наивысший.




Качества

Оценка

^ I. Гражданские качества

1

Гуманность, любовь к детям

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Патриотизм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Независимость убеждений

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Принципиальность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Справедливость

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Социальная активность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Чувство долга, ответственность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ II. Духовно-нравственные качества

1

Великодушие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Доброжелательность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Уважительность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Тактичность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Сопереживание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Внимательность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Совестливость

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ III. Интеллектуальные качества

1

Способность понять другого

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2

Терпимость к инакомыслию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3

Самокритичность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4

Способность к саморазвитию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5

Творческая активность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6

Эрудированность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7

Способность к самоанализу

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ IV. Профессиональная культура воспитателя

1

Знание базовых педагогических понятий: воспитание, цели воспитания, содержание, методы, формы, сред­ства воспитания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10



2

Знание различных концепций воспитания и известных воспитательных систем

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


3 3.1

3.2
3.3

3.4

3.5

Владение базовыми воспитательными умениями: проектировочными: умение разработать концепцию воспитания, план организации воспитания в классе, план внеклассного мероприятия, программу работы с родителями, программу развития личности;

организационными: умение организовать индивиду­альную, групповую, коллективную воспитывающую деятельность учащихся;

коммуникативными: умение осуществлять педагогиче­ское общение, управлять собой, разрешать конфликты, вести дискуссию, убеждать;

диагностическими: умение изучать личность ученика, классный коллектив, давать оценку эффективности внеклассного мероприятия;

исследовательскими: умение видеть и формулировать проблемы воспитания, отбирать и применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать пе­редовой педагогический опыт


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


^ Рекомендации по обработке анкет
Предлагаемая диагностическая методика позволяет провести как оценку го­товности педагога к воспитательной деятельности в целом, так и оценку граждан­ских, духовно-нравственных, интеллектуальных качеств (блок I - III), необходимых для организации эффективного воспитательного процесса. Также вы можете оце­нить свои знания базовых педагогических понятий и базовые воспитательные уме­ния (блок IV). Для этого необходимо суммировать баллы ответов и разделить их на число диагностируемых качеств.

^ 2. Диагностика уровня развития классного коллектива
Уважаемые ребята!

Предлагаем вам оценить уровень развития вашего классного коллектива с целью определения дальнейших путей его развития и улучшения вашей жизни. Для этого вам необходимо оценить предлагаемые ниже характеристики жизни класса по 5-балльной шкале, где:

5 - соответствует тому, что эта характеристика свойственна вашему коллек­тиву, проявляется всегда в жизни вашего коллектива;

4 - проявляется часто;

3 - бывает редко (иногда);

2 - этого у нас нет;

1 - у нас другая позиция, противоположная той, которая здесь описана.




п/п

Характеристики

Оценка

5

4

3

2

1

^ 1. Уровень развития ученического самоуправления
















1.1

Мы являемся организаторами своей жизни в классе

1.2

В классе есть органы самоуправления

1.3

Я знаю, как выполнить свое поручение

1.4

Мы сами планируем свои дела

1.5

Мы отвечаем за состояние своего класса (чистоту, уют, поря­док)

1.6

Дисциплину и порядок на уроках и на переменах обеспечиваем сами

^ 2. Взаимоотношения в классном коллективе

2.1

Мы доброжелательны друг к другу

2.2

Мы помогаем друг другу в сложных, затруднительных ситуаци­ях: в учебе, в повседневной жизни, в организации досуга

2.3

У нас доброжелательные отношения с учителями

2.4

Классный руководитель - участник всех наших дел, но не дик­татор

2.5

Мы стараемся защитить своих ребят, когда они в этом нужда­ются

2.6

Мы не боимся высказать свое мнение учителям

^ 3. Мотивированность классного коллектива

3.1

Мы стремимся получить хорошие знания

3.2

Мы настроены на активную трудовую деятельность

3.3

Я осуществил(а) свой профессиональный выбор

3.4

Мы стремимся улучшить окружающую жизнь

3.5

Мы настроены на положительное поведение в школе и в обще­стве, выполнение устава школы

3.6

Мы заботимся о сохранении собственного здоровья

^ 4. Степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива

4.1

Наш класс живет интересной, насыщенной жизнью

4.2

Меня удовлетворяет направленность и характер дел, проводи­мых в нашем классе

4.3

Мы совместно отмечаем праздники и дни рождения

4.4

В наших совместных праздниках и делах принимают участие родители

4.5

Проводимые дела носят творческий характер

4.6

Деятельность класса готовит меня к будущей взрослой жизни


^ Рекомендации по обработке анкет

Предлагаемая методика позволяет провести как оценку развития коллектива в целом, так и оценку различных составляющих жизни коллектива (соответствую­щих четырем блокам характеристик).

Если средняя оценка учащихся класса:

от 6 до 12 баллов - это говорит об очень низком уровне развития соответст­вующего блока характеристик;

от 13 до 18 - о низком;

от 19 до 24 - о среднем;

от 25 до 30 - о высоком.

Уровень развития коллектива определяется суммой баллов.


^ Суммарное число баллов

Уровень развития коллектива

24-48

49-72

73-96

97-120

очень низкий

низкий

средний

высокий



^ 3. Примерная схема анализа ключевых дел класса

  1. Тема.

  2. Форма проведения.

  3. Класс.

  4. Количество учащихся.

  5. Оборудование, оформление помещения.

  1. Время начала и конца.

I. Анализ подготовки дела:

а) кто был инициатором подготовки (дети, учителя, администрация, родите­ли);

б) степень самостоятельности школьников в ходе подготовки;

в) роль воспитателя при подготовке мероприятия.

II. Целенаправленность:

а) цель мероприятия, соответствие возрастным особенностям школьников,
уровню воспитанности учащихся;

б) связь данного дела с предыдущим или последующим.

III. Познавательная ценность дела:

а) актуальность новых знаний для детей этого возраста;

б) доступность изложения содержания, логичность, доказательность;

в) направленность дела на развитие интеллекта, наблюдательности, памяти,
речи, творческих способностей.

IV. Эмоциональная насыщенность:

а) степень соотношения рационального и эмоционального в построении ме­роприятия;

б) эмоционально-психологический климат в классе;

в) в какой мере школьники были увлечены занятием: эмоциональные реак­ции, поведение, активность;

г) эмоциональный контакт и деловое взаимодействие учителя и учащихся в
ходе мероприятия.

V. Воспитательная эффективность:

а) формированию каких качеств и отношений личности способствовало дан­ное дело;

б) социальные установки, чувства, которые утверждались на данном меро­приятии;

в) влияние мероприятия на формирование общественного мнения в классном
коллективе и его психологического климата;

г) способствовало ли оно повышению уровня воспитанности всех учащихся;

д) применялись ли методы индивидуальных воздействий.

VI. Результативность:

а) достигнуты ли цели и задачи мероприятия;

б) эффективность формы организации дела;

в) влияние личности воспитателя на успешность достижения цели дела. При­чины успехов и неудач.

VII. Педагогические выводы и предложения.

^ 4. Методика оценки и самооценки эффективности работы классного руководителя
Чтобы провести оценку и самооценку эффективности работы классного ру­ководителя, целесообразно предложить респондентам (педагогам, заместителю ди­ректора по воспитательной работе, самому классному руководителю) провести эту оценку по десятибалльной шкале, где:

  1. - очень низкий уровень развития качества;

  2. - низкий;

  3. - ниже среднего;

  4. - чуть ниже среднего;

  5. - средний;

  6. - чуть выше среднего;

  7. - выше среднего;

  8. - высокий;

  9. - очень высокий уровень;

  10. - наивысший уровень.

п/п

Показатели эффективности

Оценка

^ 1. Забота о нравственном здоровье классного коллектива

1.1

Сплоченность классного коллектива

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.2

Создание благоприятного психолого-нравственного климата в классе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.3

Соблюдение норм нравственно-этического поведения каж­дым учеником в соответствии с уставом школы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.4

Культура общения и поведения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 2. Защита физического здоровья учащихся класса

2.1

Соблюдение санитарно-гигиенических норм учащимися клас­са

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.2

Выполнение рекомендаций медиков по итогам медицинского осмотра

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.3

Пропаганда здорового образа жизни

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 3. Обеспечение роста уровня обученности учащихся класса

3.1

Мотивирование учащихся на позитивное отношение к учебе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.2

Воспитание ценностного отношения учащихся к процессу по­знания

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.3

Степень участия учащихся класса в олимпиадах, конкурсах, смотрах

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 4. Создание условий для самоопределения и самореализации учащихся класса

4.1

Вовлечение учащихся класса в развивающую деятель­ность по интересам

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.2

Осознание каждым перспектив дальнейшего развития личности и коллектива

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.3

Выход в работе с учащимися на программу «Познай само­го себя»

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 5. Координация взаимодействий учащихся, учителей и родителей

5.1

Совместная развивающая деятельность детей и взрослых

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.2

Наличие рабочего контакта классного руководителя с наиболее авторитетными для ученика членами семьи

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.3

Проведение проблемных «малых педсоветов», консилиу­мов, совместных родительских собраний

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 5. Самодиагностика развития личности выпускника
Респонденту (выпускнику гимназии) предлагается самому оценить свои лич­ностные качества по десятибалльной шкале, где:

  1. - очень низкий уровень развития соответствующего качества;

  2. - низкий;

  3. - ниже среднего;

  4. - чуть ниже среднего;

  5. - средний;

  6. - чуть выше среднего;

  7. - выше среднего;

  8. - высокий;

  9. - очень высокий уровень;

  10. - наивысший уровень.

п/п

Качества

Оценка

^ 1. Мотивационные качества

1.1

Мотивация к непрерывному образованию и саморазвитию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.2

Мотивация к творческому познанию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.3

Мотивация к активной трудовой деятельности

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.4

Мотивация к профессиональному самоопределению

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.5

Мотивация к соблюдению нравственно-этических норм поведения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1.6

Мотивация к сохранение окружающего мира, природы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 2. Духовно-нравственные качества

2.1

Гуманность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.2

Честность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.3

Совестливость

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.4

Толерантность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.5

Доброта

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.6

Способность к рефлексии

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.7

Порядочность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2.8

Милосердие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 3. Физические качества

3.1

Физическое здоровье

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.2

Энергичность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.3

Потребность в здоровом образе жизни и сохранении здо­ровья

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.4

Неприятие употребления алкоголя

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.5

Неприятие табакокурения

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.6

Неприятие употребления наркотических веществ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3.7

Способность к физическому самосовершенствованию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 4. Интеллектуальные качества

4.1

Умение мыслить глобально

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.2

Эрудированность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.3

Развитость интуитивного и логического мышления

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.4

Критичность мышления

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4.5

Умение отстаивать собственное мнение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 5. Деловые качества

5.1

Трудолюбие

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.2

Предприимчивость

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.3

Конкурентоспособность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.4

Оперативность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.5

Ответственность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.6

Дисциплинированность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5.7

Способность к деловому риску

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 6. Организационно-волевые качества

6.1

Целеустремленность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.2

Собранность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.3

Упорство

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.4

Требовательность к себе

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.5

Самокритичность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.6

Организованность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.7

Воля

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6.8

Способность к достижению намеченной цели

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

^ 7. Социальные качества

7.1

Гуманистическое мировоззрение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.2

Активная гражданская позиция

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.3

Умение понять другого

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.4

Уважение к старшему поколению

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.5

Бережное отношение к национальным традициям и куль­туре

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.6

Патриотизм

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.7

Нравственная готовность к браку

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7.8

Способность продуктивно и творчески работать в коллек­тиве

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


При обработке полученных данных суммируются оценки по каждому блоку и находится их средний показатель, а затем и общий средний показатель уровня развития личности.

Похожие:

Классного руководителя iconРекомендации к организации деятельности классного руководителя
Этим определяется социальная значимость и важность фигуры классного руководителя
Классного руководителя iconПоложение о классном руководителе
Министерства образования Российской Федерации об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и деятельности...
Классного руководителя iconЗадачи классного руководителя: создание благоприятных психолого педагогических...
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной...
Классного руководителя iconПамятка для классного руководителя Памятка Документация классного руководителя
Расписание кружков, секций, факультативов, стимулирующих и поддерживающих часов
Классного руководителя iconПоложение о портфолио классного руководителя
Настоящее положение разработано на основе «Концепции модернизации общего образования», Приоритетного национального проекта «Образование»,...
Классного руководителя iconКритерии и показатели оценки деятельности и результативности классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на двух групп критериев: деятельности и результативности
Классного руководителя iconО классном руководителе в общеобразовательном учреждении
Министерства образования рф, Министерства образования и науки Челябинской области об организации воспитательной работы в общеобразовательных...
Классного руководителя iconЖ. Справочник классного руководителя №8, 2007г. С. 44
Банников С. В. Основные принципы проведения родительского собрания. Ж. Справочник классного руководителя №8, 2007г. С. 44
Классного руководителя iconУчреждения г. Кургана"Средняя учреждения г. Кургана"Средняя
Типовым положением об образовательном учреждении, инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской...
Классного руководителя iconЗалогом успешной работы классного руководителя, кроме умения общаться...
В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю. Содержание...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница