Тема урока: Свержение монархии




НазваниеТема урока: Свержение монархии
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
История – 9

Тема урока: Свержение монархии.

Цели урока: 1. Дать характеристику событиям февраля

1917 года.

2. Продолжить формирование умений работать

с учебной и дополнительной литературой

самостоятельно, составлять связный

рассказ, делать выводы на основе

прочитанного. На основе анализа текстов

помочь учащимся почувствовать

особенности эпохи.

3. Воспитывать навыки культуры учебного

труда.

Метод: Урок-практикум

Учебное Дидактический раздаточный материал,

оборудование: учебник, ПК, материалы «Большой

энциклопедии Кирилла и Мефодия»

Эпиграф:

«Неужели никто не сознаёт, что мы находимся

накануне ужаснейшей революции, и если

государя силой не извлекут из заколдованного

круга, в котором он находится, то он сам, вся

царская семья и все мы будем смыты народной

волной.»

(Князь Ф.Ф.Юсупов, 1916 г.)

«…Распад государственного механизма,

распад жизни подходит до какого-то предела,

вызывая острое сознание: так дальше жить

нельзя!»

(И. Мильчик, рабочий, 1916 г.)
^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя. Объявление темы, цели урока. Приглашение учащихся к разговору. Привлечение внимания к эпиграфу.



  1. Ситуация, сложившаяся в России к началу 1917 года.

^ 1. Беседа с учащимися (с записями в тетради)

  • Война, расходы в 30 млрд. руб.,

  • Покупательная способность рубля = 27 коп.,

  • Посевные площади сократились на 10%;

  • Хлеба не хватало, цены на мясо увеличились на 220%;

  • Отсутствие тепла, очереди за продуктами;

2.

  • Смены в правительстве: за 1914-1917 гг. 4 председателя Совета министров, 5 министров внутренних дел, 3 военных министра, 4 министра земледелия;

  • Возмущало влияние Распутина на царскую семью.

- Чем характерна обстановка в стране? (революционной ситуацией)

- Какими ещё фактами вы можете подтвердить, что страна находилась в состоянии революционной ситуации? (стачки, восстания, создание оппозиционного прогрессивного блока)
^ IV. Работа с документами.

1. Позиция социал-демократов

Документ 1: Усиевич о взглядах Ленина и Мартова.

Однажды, во второй половине февраля зашли мы – Владимир Ильич, Надежда Константиновна и я – в эмигрантское кафе. Попали не очень удачно. За столиками вокруг Мартова и Рязанова шёл какой-то шумный спор. Рязанов бросал реплики:
- … Товарищи! Перед вами штаб мировой революции… Владимир Ильич, скоро она будет мировая революция?

- Скоро.

- Потрясающе! Не томите: где начнётся?

- В России… И очень скоро, - как-то негромко, но так, что все слышали, ответил Ленин.

Что тут началось!.. Вся меньшевистско- эсеровская публика буквально обезумила. Обстановка в кафе накалилась до крайности. Все сгрудились вокруг нашего стола. Владимир Ильич побледнел, поднялся. Мы стали рядом.

- С тех пор, как Чернышевский сказал, что «нация рабов, сверху донизу – все рабы», - спокойно, с огромной внутренней убежденностью начал Ленин, - был пятый год. Он доказал. Что мы способны не только на великое терпенье… Мы дали человечеству великие образцы борьбы за свободу…

- Вспомнили! – перебил его кто-то. – Был пятый день, да весь вышел! Я только недавно оттуда... «Боже царя храни!» - вот что там! А вы тут в фантазиях… Да сейчас нет ни одной уважающей себя партии, которая рассчитывала бы на революцию!..

- Есть! – резко ответил Ленин. – Партия, которая ежечасно и ежедневно просвещает народ, объясняя и доказывая, что только революция даст ему мир, хлеб и свободу! Партия, которая сохранила свои организации и, несмотря на дикие репрессии, работает во всех важнейших районах страны, на всех крупнейших заводах. Партия, чьи газеты и листовки сотнями идут в массы, собирая под нашими лозунгами сотни тысяч стачечников… Зёрна посеяны, и они непременно дадут всходы. И не через 100, не через 10 лет… Именно сейчас, в эти дни, мы стоим накануне.

И, внезапно улыбнувшись, Ленин добавил:

- Так что пора собирать чемоданы…

- Всё равно, - раздался вдруг голос Мартова, - ничего из этого не выйдет… Не готовы – ни мы, ни Россия… Только постепенно…шаг за шагом…не забегая вперед… Шаг за шагом… - и вдруг мартов запнулся, увидев, что Ленин беззвучно смеётся.

Все повернулись к нему.

- Медленным шагом, робким зигзагом? – спросил Владимир Ильич у Мартова, улыбаясь.

/Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989/

(Вывод: Ленин считал, что монархия обречена, был за мировую революцию, считал, что только партия большевиков способна возглавить революцию, дать народу мир, хлеб и свободу.

^ Мартов считал, что не следует забегать вперёд, что Россия не готова к революции.)

2. Оценка обстановки в стране царём, его семьёй, его окружением. Документы 2,3. Вырубова А.А. (фрейлина государыни);Барон Фредерикс. Бледный и молчаливый государь сидел по правую руку от государыни рядом со мной и оживился только тогда, когда пришел Александр Дмитриевич Протопопов. Он сразу же сказал:

- Его Величество может ехать к доблестным войскам нашим абсолютно спокойно. Мы полностью владеем положением. Нет повода для серьёзного беспокойства.

Князь Михаил сказал так:

- николя, я хочу просить тебя непременно отложить отъезд в Ставку. Не то время. Умы возбуждены! В конце концов, все их требования сводятся к тому, чтобы Родзянко стал премьером и сам себе подбирал министров. Стоит ли ко всему, что есть, присовокуплять ещё один фронт – мы и Дума?

- Ваше величество, - вмешался Александр Дмитриевич, - идея министерства, ответственного перед Думой, - гнила. Император не может отдать ни пяди своей власти. Он миропомазан, и посягающий на его власть – преступник перед Богом и людьми.

Государыня тоже не выдержала:

- Фу, Миша, этого от вас я не ожидала. Вы хотите. Чтобы мы расписались в бессилии? Всех этих Родзянко, гучковых, Милюковых и кедринских…

- Керенский, - улыбаясь, поправил государь.

- Какая разница! Всех их надо повесить за ужасные речи. Военное время! Ники, все жаждут и умоляют тебя проявить твердость.

Но государь хотел, чтобы брат выговорился до конца, и он снова повернулся к нему, предлагая продолжить.

- Я располагаю его же документами, вот последние донесения охранного отделения! – великий князь достал и бросил на стол пачку документов.

- «Острое раздражение, крайняя озлобленность, возмущение. Подобного озлобления масс ещё не знали. В 1905 году настроения были лучше. Вся тяжесть ответственности возлагается ныне уже не только на Совет министров, но и на верховную власть, делаются даже дерзкие выводы».

- Какая низость! – воскликнула государыня.

- А теперь, Николя, - продолжал великий князь, - посмотри, умоляю тебя, на резолюцию: «Больно осторожно составлен доклад, видимо, наиболее острые моменты не отражены. Дайте указания начальнику охранного отделения, чтобы особо в этих вопросах не стеснялся. Ближе к истине».

Мы с государыней такого поворота совершенно не ожидали. В эти минуты я молила Бога, чтобы Александр Дмитриевич оказался на высоте. И господь услышал меня.

- Мы одинаково серьёзно предупреждены как о возможных революционных вспышках в среде рабочих, так и о предполагаемом дворцовом перевороте, который помышляют совершить некоторые круги… Мы значительно увеличили штаты полиции и жандармерии. Я уже сегодня мог бы схватить всех зачинщиков и главарей. Но, полагаю, рано… Пусть высунутся. Мы преподадим им такой урок… Что касается думы… Как я вам уже докладывал, Думу, полагал бы необходимым распустить.

Государь согласно кивнул, взял приготовленную папку и протянул её Александру Дмитриевичу:

- Я заготовил соответствующий указ. Передайте его председателю Совета министров. Но … Пусть обнародует его именно в тот момент, когда положение к тому обяжет. Ни раньше, ни позже. Число проставьте сами.

Государь подошёл к брату, они обнялись.

- Миша, гони от себя Родзянко и всякую сволочь. Они меня пугают, но я не боюсь, пока мы вместе, Бог с ними.

…Государыня тихо говорила:

- Ники, я восхищена тобой! Россия, слава Богу, не конституционная страна. Не позволяй им наседать на тебя. Будь властелином, будь Петром Великим, Иваном Грозным, императором Павлом, сокруши их всех.
Документ 3. Барон Фредерикс.
На перроне царскосельской станции, как обычно, был выстроен почетный караул. Шёл лёгкий снежок, оркестр играл марш Преображенского полка. Государь обошёл строй, увидел преданные лица. Очевидно, это оказало влияние на его настроение. Обращаясь ко мне, он со свойственной ему кроткой улыбкой сказал:

- Владимир Борисович, дорогой мой, выдайте каждому по полтиннику.

Государь вошёл в вагон.

/Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989/
(Вывод: Николай II не до конца понимал ситуацию, он не верил в возможность революции. Ничто не насторожило царя. Его позиция: всё спокойно, царь владеет ситуацией, нельзя уступать Государственной Думе; силовые решения вопроса)

  1. О настроениях в армии. ^ Документы 4,5,6,8.

- Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой.

- Рапорт земского начальника 5-го участка Сумского уезда харьковскому губернатору о революционных настроениях среди солдат (12 апреля 1915 г.)

- Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена.

- И.Д. Чугурин.

Документ 4. Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой.
Дорогие вы мои мамаша, лучше бы вы меня на свет не родили, лучше бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта война, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал.

Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод. Грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица черная – свинья не будет есть, а хлеб такой, что об дорогу бей. Чем дальше живется – тем хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало осталось. Офицеры совсем как звери. Бьют прямо в лицо да приговаривают: «Солдатское личико вроде как бубен: чем звонче бьешь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят в спине, ясное дело, кто стрелял. И правда – проклята будь эта война!

/Шатров М., Логинов В. Февраль. М., 1989/
Документ 5. Рапорт земского начальника 5-го участка Сумского уезда харьковскому губернатору о революционных настроениях среди солдат (12 апреля 1915 года)

Мне приходится читать письма. Присылаемые солдатами из действующей армии родителям, в коих они высказывались, что настоящая война совершенно переутомила, но зато по окончании таковой они придут домой, и тогда отберут у «панов» всю землю. О вышеизложенном считаю своей обязанностью довести до сведения вашего превосходительства.

/Красный архив. 1936 год. Т. 3/76. с.8/
Документ 6. Из дневника офицера балтийского флота Ренгаргена.

Мы дошли до предела… Говорят. Что императрица – человек большой воли, и государь её слушается. Говорят об определенных симпатиях её к немцам… Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально.

/Жарова Л.Н., Мишина И.А.

История отечества.1900-1940 гг., 1992/

Документ 8. И.Д. Чугурин.

Нечего есть. Не во что одеться. Нечем топить. На фронте – кровь, увечья, смерть. Нельзя молчать. Издыхать от голода и холода и молчать. Издыхать без конца – это трусость, бессмысленная, преступная, подлая.

(Вывод: Николаю II показывали только преданную часть армии. Положение было ужасным, армия уже не являлась опорой самодержавия)

4. О том, как видели ситуацию члены Государственной Думы,

представители крупных буржуазных партий.

(Вывод: Политические деятели растеряны. Они пытаются сохранить монархию, но не могут даже определить состав будущего правительства)

  1. Настроение рабочих и крестьян. Документы 8,9. (Вывод: Так дальше жить нельзя!)

^ V. Выделение причин Февральской революции:

1.Слабость самодержавной власти;

2.Продовольственные трудности;

  1. Война, военные неудачи;

  2. Бездействие правительства;

  3. Революционное настроение в армии;

  4. Усиление национальных противоречий;

  5. Вопрос о земле;

  6. Тяжёлое положение рабочих и крестьян.



^ VI. Закрепление материала по опорному конспекту.

Повторение изученного материала : тестовая проверка.

    1. а) Составить хронологическую таблицу «Россия на пути

ко второй революции» (от начала XX века);

б) Определить значение дат: 23.02; 24.02; 25.02; 26.02;

27.02; 2.03.

2. Историческое пространство.

Охарактеризовать геополитическое положение России в 1914-1917 гг.

  1. Историческое движение.

а) Выделить основные идейно-политические течения в России накануне февраля 1917 года. Сравнить их. Выделить общее и особенное.

б) Покажите политический портрет императора

Николая II в феврале 1917 года.

в) Дать определение понятиям: буржуазно-демократическая революция, Дума, двоевластие, революционная ситуация.

г) Охарактеризуйте возможные варианты власти в России в феврале 1917 года.

д) Выберите правильный ответ:

буржуазно-демократическая революция – это:

  • Экономическая борьба рабочих

  • Уничтожение феодальных порядков

  • Влияние народных масс на ход событий и осуществление своих требований

  • Политическая борьба народных масс

  • Утверждение капиталистического уклада

VIII. Д/з §10, конспект. Сообщения о Родзянко и Керенском.

Настроение рабочих и крестьян:

документы 8,9
Документ 9.

Рабочий из Петрограда И.Мильчик. В это утро работа на ум не идёт. Распад государственного механизма, распад жизни подходит к какому-то пределу, вызывая острое ощущение: так дальше жить нельзя.





Похожие:

Тема урока: Свержение монархии iconПлан урока по трудовому обучению Тема урока
Тема урока: Назначение, принцип дейст­вия и устройство сверлильного станка. Правила безопасной работы. От
Тема урока: Свержение монархии iconУрок закрепления знаний, навыков и умений. Тема урока
Тема урока: Динамические оттенки, как средство показа художественной выразительности
Тема урока: Свержение монархии iconКонспекта урока 7 класс. Тема урока
Тема урока: причины возникновения лесных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров, их неблагоприятных последствий
Тема урока: Свержение монархии iconУрока Вид урока Тема урока Р/р
Национальное своеобразие средневековой русской литературы. «Повесть временных лет»
Тема урока: Свержение монархии iconУрока Тема урока: соответствие программе; место урока в системе уроков...
Соответствие структуры данному типу урока. Чем вызваны отклонения, если таковые имеются; соответствие структуры урока его целям;...
Тема урока: Свержение монархии iconУрока, Тема урока. Вид урока Где находится материал Требования к уровню
Влияние промышлен­ного и сельскохозяйственного производства на состояние водо­емов
Тема урока: Свержение монархии iconУрока : «Порядок и хаос» Тема урока: М. В. Ломоносову 300 лет
Цель урока: Изучение жизни и деятельности М. В. Ломоносова, развитие интереса к его творчеству
Тема урока: Свержение монархии iconУрока в логике системно-деятельностного подхода (фгос) Тема урока Цели урока
...
Тема урока: Свержение монархии iconУрок русского языка в 7 классе Тема урока
Организационный момент. Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях уч-ся. Объявление темы урока. Постановка цели и...
Тема урока: Свержение монархии iconУрока Дата Тема урока Тип урока
Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница