Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под




НазваниеИсточник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под
страница1/5
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10—11 кл.: Пособие для обще-образоват. учреждений / Под ред. В. И. Уколовой. — 8-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 512 с: карт.

ISBN 5—7107—8708—6
Глава IX

Новое время:

рождение индустриальной цивилизации

(XIX - начало XX века)

...Век шествует путем своим железным, В сердцах корысть, и общая мечта Час от часу насущным и полезным Отчетливей, бесстыдней занята.

Е. А. Баратынский. Последний поэт. 1835 г.

§1

«ЖЕЛЕЗНЫЙ» ВЕК

Для Запада XIX век стал эпохой торжества индуст­риальной революции, которая одерживала одну побе­ду за другой в большинстве стран Европы, в США и в России. В конце века индустриализация проникла и на Восток, охватив Японию.

^ Рождение индустриальной цивилизации

С XIX в. начинается особый этап в развитии циви-лизационного процесса, который историки называют индустриальным, или машинным. Это название ука­зывает не только на то, что машины все более широко внедряются в производство и вытесняют ручной труд. Машины превращаются в некую самоценность, так как без постоянного изобретения и усовершенствова­ния машин невозможно существование такой цивили­зации. Машинная индустрия занимает едва ли не главное место в жизни общества, определяя его эконо­мическое благополучие, военный потенциал, между­народный статус.

В аграрных доиндустриальных цивилизациях важ­нейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, а орудия труда не менялись столетиями. Машинная цивилизация дик­тует необходимость непрерывного технологического обновления. Динамика, технический прогресс являют­ся основой жизни цивилизации нового типа. Темп из-

364

менений становится катастрофически быстрым по сравнению с прежними временами.

Было время, когда человек ощущал свой мир как непреходящий... В этом мире человек строил свою жизнь, не пытаясь изменить его. Его деятельность была направлена на улучшение своего положения в рамках самих по себе неизменных условий. В них он ощущал себя защищенным, единым с землей и небом.

^ К. Ясперс. Смысл истории

Такая скорость технического прогресса возможна только благодаря постепенно формирующемуся тесно­му союзу между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Он создавал огромные возможности для наращивания производст­ва и для удовлетворения материальных нужд в масш­табах, каких человечество еще не знало.

Машинная цивилизация, как представлялось тем, кто стоял у ее истоков, должна была освободить лю­дей, преодолеть зависимость человека от сил природы, устранить вечную угрозу неурожаев и голода, смерто­носных эпидемий, стихийных бедствий.

На самом деле зависимость от природы не исчезла, она просто стала иной. Одним из первых новые про­блемы, грозящие человечеству бедами, осознал извест­ный английский экономист Т. Мальтус (1766—1834). Его книга «Опыт о принципе народонаселения», напи­санная в 1798 г., приобрела огромную популярность в следующем столетии. У теории Мальтуса было много поклонников и не меньшее число противников.

По прогнозам Мальтуса, человечество, жизнь ко­торого определяется двумя важнейшими «интереса­ми» — влечением полов и добыванием пищи, ждет мрачное будущее. Улучшение уровня жизни большой массы людей приведет к снижению смертности и по­вышению рождаемости. Но со временем экономи­ческий рост не будет поспевать за ростом населения. А это обрекает человечество на голод и вымирание от перенаселения. Вывод экономиста получился весьма

365

суровым: необходимо ограничить рост рождаемости, прежде всего — у низших классов.

Чем же ограничиваются темпы экономического роста? И Мальтус, и другой выдающийся английский экономист Д. Рикардо (1772—1823) считали главным ограничением то, что развитие экономики зависит от одного неизменного фактора — земли. Можно, конеч­но, увеличить капиталовложения, усовершенствовать орудия труда, но все эти меры не изменят главного: наступит день, когда человек поймет, что производя­щие силы природы ограничены.

В те времена, когда Мальтус и Рикардо давали свои пессимистические прогнозы, перспективы развития индустриальной революции были еще неясны. Земля являлась тогда единственным источником не только пропитания, но и сырья. Зависимость от земли ощу­щалась очень остро. Например, чтобы увеличить про­изводство шерсти, нужно было все больше земли ис­пользовать под пастбища, а не под посевы.

Не менее важным препятствием на пути развития цивилизации была ограниченность источников энер­гии, без которой невозможно использование машин. Главным же источником тепловой энергии являлись уголь и дерево, запасы которых отнюдь не бесконеч­ны. Для того чтобы произвести одну тонну железа, требовалось сжечь четыре гектара леса. Исходя из этих цифр, разумеется, можно было сделать самые устрашающие выводы.

^ Наука и технический прогресс

Однако человечество нашло выход, предсказать ко­торый заранее было невозможно. Были найдены новые источники энергии и новые, более экономичные спо­собы ее использования. Во второй половине XIX в. резко возросло значение нефтяной промышленности. В 1870 г. во всем мире было добыто только 0,8 млн тонн этого ценного топлива, а в 1900 г. — уже около 200 млн тонн.

366

Последняя треть XIX в. стала эпохой освоения электричества, которое дало производству новую энергетическую базу. Источником электроэнергии стал турбогенератор; позже был изобретен двигатель внутреннего сгорания, которому предстояло совер­шить настоящий переворот в сельском хозяйстве, транспорте и военной технике. Наиболее экономичная модель, работающая на жидком топливе, была предло­жена в самом конце века немецким инженером Р. Ди­зелем и быстро получила распространение во всех об­ластях производства и на транспорте. В 1870— 1880 гг. французский ученый М. Депре и русские — Д. Лагинов и М. Доливо-Добровольский — проводили опыты, пробуя передавать электричество на расстоя­ние. 1891 год, когда Доливо-Добровольскому удалось передать переменный ток на большое расстояние — 175 км, стал переломным в развитии электротехники. Возникли новые отрасли промышленности — электро­химия и электрометаллургия, стали использоваться электросварка, изменился городской транспорт: на улицах появились первые трамваи.

Был получен новый материал, имеющий огромное производственное значение, — сталь. Она открывала большие возможности для увеличения скорости, проч­ности и мощности машин, а потому стремительно вы­тесняла железо и дерево. Уже в 1870-х гг. выплавка стали являлась важнейшим показателем промышлен­ного потенциала страны.

Успехи в области химии сделали возможным быст­рое развитие химической промышленности, которая производила красители, искусственные удобрения, резко повышавшие урожайность, синтетические (кау­чук, искусственное волокно и др.) и взрывчатые веще­ства.

Уже в конце XIX в. появилась очень важная тен­денция, которая в XX столетии будет определять практически всю индустрию: от использования орга­нических веществ перешли к минералам, которые ста­ли основной базой для промышленного производства.

367

Научные открытия, большая часть которых прихо­дилась на последнюю треть XIX и начало XX в., из­менили облик цивилизации: электрическое освеще­ние, радио, телефон, телеграф, воздухоплавание, ки­нематограф, автомобиль — это еще далеко не полный перечень всех изобретений, которыми была так богата эпоха.

«Железный», машинный век преобразил облик го­родов, быт человека и его труд, изменил представле­ния людей о расстояниях благодаря транспорту и сис­темам связи, расширил поток информации.

Человечество, обладающее важнейшей способно­стью — изобретать, успешно справилось с очередным вызовом природы. Но все-таки это не означает, что проблемы, которые английские экономисты постави­ли почти два столетия назад, ушли в прошлое. Пусть их выводы спорны, но они уловили основную особен­ность индустриальной цивилизации — ее зависимость от энергетической базы, которая нуждается в постоян­ном обновлении.

В XIX в. появилась еще одна проблема, которая и в наши дни не потеряла своей остроты. Машины изме­нили характер труда, роль человека в производстве и отношение людей к своей деятельности. Безвоз­вратно миновало время средневековых мастеров, лю­бовно и неторопливо создававших вещи, на которых лежала печать индивидуальности. Новое производст­во, с одной стороны, требовало изобретений, мобили­зации всех творческих возможностей человека, его освобождения от цеховых и корпоративных связей. С другой стороны, поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Это стало очевидным в самом начале промышленного переворо­та, а особенно ярко проявилось в начале XX в., когда Г. Форд ввел конвейер на своих автомобильных заво­дах в США (1912—1913). Уровень производительнос­ти труда резко вырос, но труд был до предела механи­зирован, обезличен.

368

Воздействуя на природу посредством машин... че­ловек не освобождается от необходимости трудить­ся... Он отдаляет свой труд от природы, не проти­востоит ей как живой живому... Труд становится все более безжизненным... сознание фабричного рабочего доводится до крайней степени тупости...

^ Г. Гегель

Индустриализация

и монополистический капитализм

Большие изменения происходили и в организации производства. Сама природа производительных сил в ту эпоху требовала большой концентрации производ­ства и капиталов. В последней четверти XIX в. мелкие и средние предприятия стали поглощаться крупными компаниями. Зарождался монополистический капи­тализм. Формы слияния были различны: возникали картели, которые определяли цены и делили рынки сбыта; синдикаты — объединения, созданные для совместной продажи товаров; тресты, в которых про­исходило полное объединение собственности для сов­местного производства и сбыта; концерны — объеди­нения трестов или предприятий на основе финансо­вой зависимости от какой-либо монополистической группы.

Результаты этого процесса были очень неоднознач­ны. Монополии давали возможность осуществить централизованное управление множеством компаний

■ Монополия — в буквальном переводе с греческого «про­даю один». Исключительное право производства или торговли, принадлежащее одному человеку, или группе лиц, или государству. Капиталистическими монопо­лиями называют объединения капиталистов, которые сосредоточивают в своих руках производство или про­дажу какого-либо товара для того, чтобы установить свое господство в той или иной отрасли экономики.

369

и предприятий, усовершенствовать техническую базу, снизить затраты по производству и обуздать стихию рыночной конкуренции. Вместе с тем в образовании монополий таились и свои угрозы, в том числе полити­ческого характера. В руках небольшой кучки людей, владельцев гигантских промышленных империй, кон­центрировалась финансовая власть, которой могли бы позавидовать короли. Монополистическая олигархия могла влиять на внешнюю и внутреннюю политику страны. И не случайно уже в 1870—1880-е гг. в США, где процесс монополизации шел очень быстро, в этом увидели угрозу демократии.

В конце 1880-х гг. президент Кливленд заявил, что корпорации, которые должны находиться «в строгих рамках закона и служить интересам народа, вместо этого быстро превращаются в средство владычества над ним». Обуздание монополий, превратившихся в огромную экономическую и политическую силу, стало одной из важнейших проблем, не потерявшей акту­альности и в наши дни.

Итак, уже в XIX в. достаточно резко обозначи­лась грань между двумя большими цивилизационными периодами в истории человечества — доинду-стриальным и индустриальным. Вслед за изобрете­нием машин стали происходить качественные изменения, затронувшие практически все стороны жизни: от организации производства и трудового процесса до быта и психологии человека. Эти изме­нения принесли и положительные, и отрицательные результаты, но главное — поставили перед человече­ством новые проблемы, неизвестные прошлым поко­лениям.

^ Вопросы и задания

1. Что отличает индустриальную цивилизацию от традици­онной? Попытайтесь дать определение индустриальной цивили­зации.

370

  1. В чем выражается зависимость человека от природы на этапе индустриальной цивилизации? Как эту проблему воспри­нимали в XIX в.? Как она решалась в теории Т. Мальтуса? Кажет­ся ли вам эта теория правильной? Поясните свой ответ.

  2. Какую роль в индустриальной цивилизации играет наука? Назовите важнейшие изобретения, сделанные в XIX и начале XX в. Какие изменения в жизнь человека принесла индустриаль­ная цивилизация? Прочитайте высказывание Гегеля о механизи­рованном труде. Согласны ли вы с мнением немецкого филосо­фа?

  3. Объясните, что такое монополистический этап в развитии капитализма. Какими причинами он вызван? В чем состоят пре­имущества и недостатки монополий?

§2

^ СТРАНЫ «СТАРОГО КАПИТАЛИЗМА»

Развитие капитализма в XIX в., как и прежде, шло неравномерно, несинхронно в разных регионах Запа­да. В конкурентной борьбе крупных держав постоянно менялась расстановка сил. На мировую арену вышло «второе поколение» капиталистических стран, оттес­нявших на задний план державы, где капитализм и промышленный переворот начались гораздо раньше: Россия, Германия и США.

Сложные экономические процессы, определявшие место той или иной страны в мире, были неразрывно связаны с политической жизнью. В большинстве госу­дарств Европы модернизация еще не была завершена, и ликвидация остатков феодализма или самой фе­одальной системы оставалась неотложной задачей.

^ Европейская «периферия» и модернизация

Вы уже знаете, какое большое значение для разви­тия модернизации имеют преобразования в политиче­ской жизни.

^ XIX век был бурной эпохой революций: они пре­вратились как бы в норму западноевропейской жизни.

371

Пожалуй, именно в XIX в. стало очевидным, что рево­люции далеко не всегда решают все проблемы сразу, а потому могут повторяться, производя все новые и но­вые корректировки социально-политических и эконо­мических структур. Франция после Великой буржуаз­ной революции 1789 г. пережила еще три — в 1830, 1848 и 1870—1871 гг. Причем только последняя рево­люция положила конец монархическому строю.

В 1820—1821 и 1848 гг. революции произошли в Италии. Целая серия революционных взрывов вплоть до 1870-х гг. сотрясала Испанию, однако страна по-прежнему оставалась полуфеодальной. В 1848 г. началась революция в Германии, но и она не решила всех проблем: наследие феодализма продолжало ска­зываться в самых разных областях жизни.

В ту эпоху проявилась и еще одна любопытная чер­та революций — их синхронность. Роль лидера рево­люций играла Франция. В 1830 г. почти одновременно с французской вспыхнула и бельгийская революция, начались восстания в русской Польше, Италии и неко­торых государствах Германии. Революция 1848 г. вслед за Францией охватила Германию и Италию.

В жизни периферийных государств многое изме­нилось в эпоху наполеоновских войн. Захватнические войны Наполеона сыграли не только отрицательную, но и положительную роль. Страны, ставшие частью огромной империи, разумеется, испытали на себе ма­териальные и моральные тяготы побежденных. Но продвижение наполеоновской армии по Европе сопро­вождалось отменой феодальных привилегий, секуля­ризации церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства. Одним словом, по­бедители пытались воплотить то новое, что принесла Французская революция. Правда, разрушение основ феодального общества в Италии, Германии, Испании осуществлялось в насильственной форме, что вызвало в этих странах национально-освободительные движе­ния. И все-таки положительные результаты преобра­зований были столь значительными, что их не смогла

372

полностью перечеркнуть даже реставрация старых по­рядков после развала империи Наполеона.

Таким образом, в развитии стран периферии насту­пил перелом, хотя его результаты были далеко не оди­наковы. Германия к концу XIX в. совершила гранди­озный скачок, заняв лидирующее положение в Европе.

Раздробленная ^ Италия по-прежнему заметно от­ставала от крупных держав, и только после 1870 г., когда было завершено ее объединение, для модерниза­ции открылись более широкие возможности; темп раз­вития ускорился. В Северной Италии создавались крупные капиталистические хозяйства, росла про­мышленность. Аграрный Юг отставал — и из-за сла­бой промышленной базы, и из-за того, что там дольше сохранялись помещичьи хозяйства и полуфеодальные формы зависимости крестьянства. Тем не менее к кон­цу XIX в. Италия окрепла настолько, что смогла при­нять участие в борьбе за колонии.

Более печальной была судьба Испании. Несмотря на целую серию революций, абсолютистская монархия не уступала своих позиций; либеральные завоевания революций либо вообще упразднялись во время рестав­рации, либо сохранялись в крайне усеченном виде.

Растерявшая большую часть своей огромной коло­ниальной империи Испания оставалась полуфеодаль­ной страной. Промышленность развивалась крайне медленно. Хотя в начале XX в. появились первые мо­нополистические концерны, страна так и не создала своего машиностроения. Ключевые позиции в эконо­мике занимал иностранный капитал. Испания, в сущ­ности, превратилась в сырьевой придаток крупных ка­питалистических держав.

^ Европейский центр: перераспределение сил

Страны, составлявшие в XVIII в. центр, вынужде­ны были отступать под натиском молодых капиталис­тических стран, где индустриализация началась позд­нее, но прошла на более высоком техническом уровне.

373

Англия, родина промышленного переворота, на­чиная с 1870-х гг. утрачивает свое первенство, усту­пает его США, производившим больше стали и чугуна. В опасного конкурента превратилась и Германия. В 1890-е гг. дешевые немецкие товары проникали уже не только в Англию, но и в ее колонии. В последней трети XIX в. страна пережила первые тяжелые про­мышленные кризисы. Одним из последствий, еще бо­лее ухудшивших экономическую ситуацию, был отток капиталов: деньги стало выгоднее вкладывать в стро­ительство железных дорог и фабрик в колониях или в других странах Европы.

Франция, революционизировавшая всю Европу, продолжала развиваться весьма медленно и в резуль­тате к концу века оказалась на четвертом месте в ми­ре, в то время как еще в 1870-е гг. она занимала второе место (после Англии). Собственное машиностроение было развито слабо, станки в основном ввозились из-за границы. Уровень концентрации производства оста­вался низким: в стране сохранялось множество мел­ких и средних предприятий, на которых работало не более 100 человек. Многие из них специализировались на производстве предметов роскоши.

В деревне большинство хозяйств (71%) были мел­кими, и их владельцы не могли использовать техниче­ские и агрикультурные усовершенствования. По уро­жайности пшеницы, например, Франция стояла на од­ном из последних мест в Европе.

В этой ситуации в стране расцветал банковский ка­питал. По его концентрации Франция шла впереди других стран. К концу века 3/4 финансов держали в своих руках несколько крупных банков. Финансовая верхушка быстро богатела на займах, которые предо­ставлялись иностранным государствам, в том числе и России. Но история Голландии показала, насколь- ко опасен для страны путь финансового капитализма. Во Франции стал распространенным особый тип бур­жуа — не труженика-предпринимателя, а рантье.

3 начале XX в. в промышленности Франции насту­пило оживление, поскольку успешно стало развивать-

374

ся производство автомобилей, но общее отставание бы­ло очень заметным, особенно от Германии.

Конечно, страны «старого» капитализма — Анг­лия и Франция, несмотря на все вставшие перед ни­ми проблемы, продолжали входить в число сильней­ших стран Запада, занимали ключевые позиции в международных отношениях. Но их полное и безус­ловное лидерство было поколеблено. Индустриаль­ная эпоха требовала постоянного обновления техни­ческой базы, и в этом смысле промышленный пере­ворот нельзя было «завершить» — этот процесс мож­но сравнивать с линией, уходящей в бесконечность. Любые промедления и задержки на пути техниче­ского прогресса грозили самыми тяжелыми послед­ствиями.

^ Вопросы и задания

  1. Какие страны представляли «молодой» и «старый» капи­тализм? Какие проблемы стояли перед странами «молодого» ка­питализма? В чем состояли их трудности и преимущества?

  2. Какую роль в процессе модернизации играют преобразо­вания политической системы? Приведите примеры (по материа­лам данной главы). Какие страны к концу XIX в. входили в число сильнейших капиталистических держав мира? Какие среди них были наиболее передовыми?

  3. Почему такие страны, как Италия и Испания, остались на положении «периферийных»?

  4. В чем состояла особенность развития капитализма во Франции? Почему Англия утратила свое первенство в мировом экономическом развитии?

  1   2   3   4   5

Похожие:

Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconРабочая программа педагога дорогобед Ольги Ивановны, учителя истории...
«История России и мира с древнейших времен до конца 19 века» 10 класс. Базовый уровень
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconТематическое планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен...
Курс «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века» предназначен для школьников 10 класса, второго концентра обучения....
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconИсточник (отрывок из книги): История России XIX начала XX века. Учебник....
Источник (отрывок из книги): История России XIX – начала XX века. Учебник. / Под редакцией В. А. Федорова. – 3-е изд., перераб. –...
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconТематическое планирование курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»
Программа: С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т. Загладина – Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века»...
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconРабочая программа По учебному предмету «История» (базовый уровень)
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч. 1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.:...
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconРабочая программа По истории (базовый уровень)
Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. Ч. 1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.:...
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconРабочая программа по курсу «история россии с древнейших времен до конца XVI века» ( 6 класс)
Настоящая программа по истории России для 6 класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до конца...
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconСекция «Мировая и отечественная история с древнейших времен до XX века»
Представители Российской Императорской семьи конца XIX – начала XX века: деятельность на благо государства
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconПояснительная записка Учебники: «История Россия с древнейших времен...
Учебники: «История Россия с древнейших времен до конца XVII века» автор Н. С. Бори­сов и «История России xviii—xix век» автор А....
Источник (отрывок): Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций с древнейших вре­мен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для обще-образоват учреждений / Под iconАннотация к рабоче программе по истории
Примерной программы основного общего образования по истории, программы «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница