Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс




НазваниеСонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс
страница1/8
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению
руководитель районного

МО

/Колесникова Т.Н. /


Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению
на заседании педагогического совета
Протокол №1_от 31.08.2013

Утверждена:
Директор
МБОУ Первомайской СОШ
Кладиева Г.В.
Приказ №_98_от_31.08.2013



























^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии

для 7 класса
Земляковой Галины Михайловны

учителя биологии

2013-2014 учебный год

Календарно-тематическое планирование
по биологии

класс: 7

учитель Землякова Галина Михайловна

Количество часов:

всего - 70 ; в неделю – 2 ;

Плановых контрольных уроков- 12 ч., зачетов - , тестов - ч., практических работ- 2 ч., лабораторных работ – 21 ч.;

Административных контрольных уроков: ч.;

Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 138 с.
^

1. Учебник:

2.Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 7 класс. – М.: Дрофа, 2010-12. – 176 с.


Дополнительная литература :

1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 2004;

2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 2006;

3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 2004;

4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 2005;

5. Никишов В. И. Справочник школьника по биологии: 6-9 классы. - М.: Дрофа, 2007;

6. Никишов В. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии: по­собие для учителей биологии. - М.: «РАУБ» - «Цитадель», 2009;

7. Порфилова Л. Д. Тематические игры по ботанике: методика проведения игр: сценарии, вопросы, задания. - М.: Сфера, 2004;

8. Реймерс Н. Ф. Краткий словарь биологических терминов: кн. для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006;

10. Учебно-методическое пособие по биологии. Ботаника / сост. В. В. Ксенофонтова, О. Г. Машанова, В. В. Евстафьев. - М: Московский лицей, 2007;

11. Учебно-методическое пособие по биологии. Зоология / сост. В. В. Ксено­фонтова, О. Г. Машанова, В. В. Евстафьев. - М: Московский лицей, 2007;

13. Яхонтов, А. А. Зоология для учителя. Введение в изучение науки о живот­ных. Беспозвоночные / под ред. И. Х. Шаровой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2004.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
Настоящая рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов. Программа рассчитана на 70 часов и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. Знание систематических таксонов не является обязательным.

Рабочая программа составлена на основе на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Сборник нормативных документов. Биология/сост. Э.Д.Днепров, А.Т.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006 г.).

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 70 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

^ Результаты изучения учебного предмета «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» входят требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск биологической информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

На начало учебного года обучающиеся должны

иметь знания:

  • основных биологических и экологических понятий;

  • о биологии как науке;

  • о клетке как единице живого;

  • о способах питания и дыхания животных и растений;

  • о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания;

называть (приводить примеры):

  • общие признаки живого организма;

  • примеры природных и искусственных сообществ, приспособленности растений к среде обитания;

характеризовать (описывать):

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • деление клетки;

  • строение и жизнедеятельность растительного и животного организмов;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • особенности питания растительных и животных организмов;

  • размножение, рост и развитие растений и животных;

  • среды обитания организмов, экологические факторы среды;

  • природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений и животных в пищевой цепи, приспособленность растений и животных к жизни в сообществе;

обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

  • взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

  • роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

  • необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

  • организмы растений и животных;

  • клетки, органы и системы органов растений и животных;

  • наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных региона;

соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;

  • проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

  • поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека;

  • выращивания культурных растений.

владеть умениями:

  • излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

  • использовать рисунки;

  • самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

В результате изучения предмета учащиеся 7 классов должны:

знать/понимать:

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • фундаментальные понятия биологии;

  • о существовании эволюционной теории;

  • основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь:

  • пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

  • владеть языком предмета.

Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.

Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков.

Программа включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной рабочей программы по курсу биологии «Живой организм» использованы:

формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, лабораторные и практические работы и т.д.;

технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.;

методы мониторинга знаний и умений учащихся – тестирование, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

При организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью: В.Б.Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Рабочая тетрадь.7 класс. - М.: Дрофа, 2011. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления, выполняются в качестве домашнего задания.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые проходятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Для углубления знаний и расширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы: «Многообразие форм живой природы», «Развитие жизни на Земле».

Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств и средств Internet, реализуемых с помощью компьютера:

  • учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология. 6-11 классы» (издательство «Республиканский мультимедийный центр»);

  • электронный атлас для школьника «Ботаника. 6-7 классы», (издательство «Новый диск»);

  • образовательный комплекс «1С: Школа. Биология. 7 класс. Животные» (издательство «1С»);

  • мультимедийное приложение к учебнику В.Б.Захарова, Н.И.Сонина, 7 класс «Многообразие живых организмов» (издательство «Дрофа»);



^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Введение (3 часа).

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

^ Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа).

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconРабочая программа «Биология. Живой организм» базовый уровень, 6 класс...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологии...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconРабочая программа к курсу Л. Н. Сухоруковой, В. С. Кучменко «Биология. Живой организм»
Программа предназначена для изучения предмета на базовом уровне. Для ее реализации используется учебник под редакцией Л. Н. Сухоруковой,...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconРабочая программа «биология» базовый уровень, 8 класс /адаптированная...
Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предложенных...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconУчебник «Биология. Человек», Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Цель урока
Урок (вводный по теме) проводится в 8 классе, учебник «Биология. Человек», Н. И. Сонин, М. Р. Сапин
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconРабочая программа по учебному предмету «природоведение»
Рабочая программа разработана на основе программы Министерства образования и науки РФ. Природоведение 5 класс (авторский коллектив:...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconРабочая программа по курсу «Биология» Класс 10- 11
Умк биология: 10 класс: базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconПриказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)
Умк биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconПриказ № 2013 г рабочая программа по курсу «Биология» Класс 10-11 класс (профильный уровень)
Умк биология: 10 класс: профильный уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова,...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconРабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Сонин Н. И. Биология. Живой организм. 7 класс iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Программа предназначена для изучения биологии в 7 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница