Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера»




НазваниеКонспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Конспект урока по географии 5-й класс

Тема: «Литосфера»

Урок №3 «Горные породы, слагающие земную кору».

Учебник: А.А. Летягин География. Начальный курс, 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Цель урока: расширить знания учащихся о горных породах и минералах, слагающих земную кору, их происхождении, разнообразии, свойствах, практическом применении.

Задачи:

1. Образовательные:

  • сформировать представления о многообразии горных пород и минералов;

  • сформулировать понятия: «минералы», «горные породы», «метаморфизм», «осадочные породы», «магматические породы», «метаморфические породы».

2. Формирующие УУД

Личностные:

  • усвоить новые понятия по теме;

  • формировать свой взгляд на использование минералов и горных пород и проблему их исчерпаемости.

Регулятивные:

  • выделять из текста определения понятиям: «горные породы», «минералы», «метаморфизм» и др.;

  • различать основные горные породы по происхождению.

Коммуникативные:

  • приводить аргументы, подтверждая их фактами, отстаивать свою точку зрения;

  • сотрудничать с другими участниками группы, слушать мнения других.

Познавательные:

  • выявлять причины разнообразия горных пород;

  • устанавливать причинно-следственные связи происхождения;

^ Тип учебного занятия: урок открытия нового знания (ОЗН)

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в группе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе (автор А.А. Летягин), коллекция минералов и горных пород, интернет ресурсы, интерактивная доска, видеопроектор.

Планируемые результаты

Личностные:

  • понимать процессы образования горных пород;

  • уметь различать горные породы и минералы.

Предметные:

  • понимать причины разнообразия горных пород;

  • знать классификацию горных пород, приводить примеры

Метапредметные:

  • умение работать с текстом учебника, выделять главное, формулировать определения и выводы;

  • владение навыками проведения физического исследования образцов горных пород;

  • владеть способом самоконтроля.


План-конспект урока «Горные породы, слагающие земную кору»

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

^ 1. Организационно мотивационный этап урока

Определение темы урока


- Внимание на доску.

Видеофрагмент

http://www.youtube.com/watch?v=8m4df8ZkHEo

- О каком слое Земли идет речь в фильме?

- Выскажите предположение, чему будет посвящен наш урок?

- Сформулируйте тему урока

- Как вы думаете, для чего мы изучаем горные породы и минералы?

- Сформулируйте цель нашего урока.

Высказывают предположения.

Формулируют тему урока:

«Горные породы и минералы, слагающие земную кору»

Формулируют цель урока:

- Выяснить причины многообразия горных пород, слагающих земную кору.




Формулирование задач урока


- Что же нам нужно сделать, чтобы достигнуть поставленной цели?

1) рассмотреть образцы горных пород и выделить их различия;

2) познакомиться с процессами образования горных пород;

3) сформулировать вывод о значении горных пород и минералов в жизни человека.




Создание мотивационной установки


- Мы отправляемся в царство камня. Минералы и горные породы значительно старше растений, животных и человека. Они рождаются и умирают как живые существа. Восхитительные по форме, красоте и прочности минералы вызывали и вызывают массу вопросов: Откуда появились камни? Куда они исчезают? Почему у них разные свойства?







2. Процессуально - содержательный этап урока

1). Вещества земной коры

2) Изучение свойств горных пород

3) Классификация горных пород по их происхождению.


- Используя текст учебника стр. 41, определите:

- Из каких веществ состоит земная кора?

- Какая разница между понятиями «минералы» и «горные породы»?

- Какая взаимосвязь между минералами и горными породами?

- Сегодня хозяйка Медной горы пригласила нас в гости, мы будем исследовать коллекцию горных пород и минералов.

Работа с образцами горных пород в группе.

Практическая работа «Изучение свойств горных пород»

Изучив образцы горных пород, ответьте на вопросы:

-- Чем различаются предложенные вам горные породы?

- В чем причина разнообразия горных пород?

- На какие группы можно разделить горные породы по их происхождению.

- Как вы думаете, каких горных пород больше всего содержится в земной коре?

- Какое значение имеют горные породы для жизни людей?

- Какие горные породы встречаются у нас? Где используются человеком?

- Формулируют и составляют понятия, проверяют и записывают в тетрадь.

«Минералы» - распространенные элементы в земной коре.

«Минералы» - природный продукт земной коры, находящийся в кристаллическом состоянии.

«^ Горные породы» - природные соединения из одного или нескольких минералов.

Выполняют задания по группам.

1 группа

1) Рассмотрите образцы горных пород: гранит, базальт, обсидиан. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

гранит













базальт













обсидиан













2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», стр. 41-42 (1,2,3 абзац). Закончите предложение. Магматические горные породы – это ………………………….

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются магматические горные породы? __________________

- На какие группы вы бы их разделили? Приведите примеры.

2 группа

1) Рассмотрите образцы горных пород: песок, торф, гипс. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

песок













торф













гипс













2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», стр. 42-43 (4 абзац).

Закончите предложение. Осадочные породы –

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются осадочные горные породы?

- На какие группы вы бы их разделили? Приведите примеры.

3 группа

1) Рассмотрите образцы горных пород: галька, каменная соль, каменный уголь. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

галька













каменная соль













каменный уголь













2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», стр. 42-43 (4 абзац).

Закончите предложение. Осадочные породы –

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются осадочные горные породы?

- На какие группы вы бы их разделили? Приведите примеры.

4 группа

1) Рассмотрите образцы горных пород: гнейс, кварцит, мрамор. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

гнейс













кварцит













мрамор













2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», ст. 43 (5 абзац).

Закончите предложение. Метаморфические породы –

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются метаморфические горные породы?

- Приведите примеры метаморфоза. Магматическая порода – метаморфическая, осадочная – метаморфическая.

Отвечают на поставленные вопросы.

Рисуют схему классификации горных пород.

Проверка (на интерактивной доске записаны определения)

Физкультминутка

Работа с коллекцией горных пород.

3 Этап закрепление

Закрепление

Тест «Горные породы»

А1. Минералы, из которых состоит гранит

  1. кварц, гипс, пемза

  2. кварц, слюда, полевой шпат

  3. слюда, полевой шпат, пемза

  4. кварц, слюда, каменная соль

А2. К магматическим горным породам относится

  1. гранит

  2. мрамор

  3. гипс

  4. глина

А3. К осадочным породам относится

  1. известняк

  2. гранит

  3. кварцит

  4. базальт

А4. К метаморфическим горным породам относится

  1. слюда

  2. сланец

  3. пемза

  4. песчаник

А5. В общем объеме горных пород Земли осадочные составляют

  1. 50%

  2. 30%

  3. 90%

  4. 10%

Учитель организует самопроверку по этолону.

Учащиеся выполняют тест и проводят самопроверку.

Работа с интерактивной доской.

4. Рефлексивный этап урока.

Рефлексия деятельности

Продолжи фразу:

- Я не знал …….., теперь Я знаю …………..


Перечисляют все то, что усвоили за урок.



Рефлексия эмоционального состояния

«Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Проводят самоанализ своей работы и своего успеха на уроке.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял





5. Объяснение домашнего задания.

Домашнее задание

Д/з § 8, внимательно прочитать, выучить определения понятий, ответить на вопросы 1-5 устно, стр. 44-45.

Творческое задание по выбору:

1) Узнайте, какими горными породами богата наша область. Подготовьте сообщение об одном из горных пород нашей местности по плану.

План

1. Название

2. Происхождение горной породы

3. Свойства горной породы

4. Где используется.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _

2). Составьте кроссворд «Горные породы» (не более 15 слов и вопросов), используя дополнительную литературу.

Самостоятельно систематизируют материал урока



Страница 1 Дневника географа – следопыта

Дата _________________

Тема урока _____________________________________________________

1 группа

Состав: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Рассмотрите образцы горных пород: гранит, базальт, обсидиан. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

Гранит














Базальт














Обсидиан














2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», стр. 41-42 (1,2,3 абзац). Закончите предложение. Магматические горные породы – это ______________________________________________________________

________________________________________________________________

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются магматические горные породы? _____________________

________________________________________________________________

_______________________________________________________________

- На какие группы вы бы их разделили? Приведите примеры. ___________

_________________________________________________________________

________________________________________________________________

Страница 1 Дневника географа – следопыта

Страница 2 Дневника географа – следопыта

Дата _________________

Тема урока _____________________________________________________

2 группа

Состав: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа

1) Рассмотрите образцы горных пород: песок, торф, гипс. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

песок













торф













гипс













2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», стр. 42-43 (4 абзац).

Закончите предложение. Осадочные породы – __________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются осадочные горные породы? ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

- На какие группы вы бы их разделили? Приведите примеры. ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница 3 Дневника географа – следопыта

Дата _________________

Тема урока _____________________________________________________

3 группа

Состав: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Рассмотрите образцы горных пород: галька, каменная соль, каменный уголь. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

галька













каменная соль













каменный уголь














2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», стр. 42-43 (4 абзац).

Закончите предложение. Осадочные породы – __________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются осадочные горные породы? ___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- На какие группы вы бы их разделили? Приведите примеры. ______________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Страница4 Дневника географа – следопыта

Дата _________________

Тема урока _____________________________________________________

4 группа

Состав: ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

1) Рассмотрите образцы горных пород: гнейс, кварцит, мрамор. Заполните таблицу

Горная порода

Цвет

Блеск

Твердость

Прозрачность

гнейс













кварцит













мрамор













2) Проанализируйте текст «Образование горных пород», ст. 43 (5 абзац).

Закончите предложение. Метаморфические породы – ____________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Ответьте на вопросы:

- Как образуются метаморфические горные породы?

- Приведите примеры метаморфоза.

Магматическая порода – метаморфическая: _____________________________

__________________________________________________________________

осадочная – метаморфическая: _______________________________________

__________________________________________________________________

Похожие:

Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconПлан-конспект урока географии в 9 классе выравнивания. Тема: «Северный Кавказ»
Место урока: урок проводится согласно тематическому планированию в теме «Региональная экономическая география рф»
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconКонспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий...
Тип урока: урок-презентация изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconКонспект урока географии с использованием технологии индивидуализированного...
Конспект урока географии с использованием технологии индивидуализированного обучения Ю. А. Макарова
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconПлан-конспект урока музыки 3 класс 2 четверть Тема урока «Интонация»
Цель: Всестороннее развитие личностно-творческого потенциала школьников, формирование его эстетической культуры
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconКонспект урока по информатике в 5 классе Тема урока: «Метод координат»
Оборудование: ibm pc, мультимедийный проектор, экран, безмеловая доска, учебник 5 класс и рабочая тетрадь – автор Л. Босова
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconПлан-конспект урока по биологии с учащимися 7 класса тема урока :...
Тема урока: Класс Двудольные, характерные особенности растений семейств крестоцветных и пасленовых
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconПлан-конспект урока по обж 11 класс Тема
Продолжать овладевать медицинскими знаниями, развивать чувства гуманизма к пострадавшему
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconКонспект урока географии в 8 классе Учитель географии Филиала мбоу...
Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным материком Антарктида, с особенностями географического положения, его размерами, историей...
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconКонспект урока по физике (11 класс) Тема: «Возможности энергосбережения в повседневной жизни»
Цель: Сформировать представления об энергосбережении и закрепить знания посредством работы над проектом
Конспект урока по географии 5-й класс Тема: «Литосфера» iconКонспект урока) (конспект урока) Достижение цели урока посредством решения дидактических задач
Классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, авторская мультимедийная презентация
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница