Рабочая программа по предмету «Биология»




НазваниеРабочая программа по предмету «Биология»
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 г. Искитима



УТВЕРЖДЕНО:

Протокол педсовета №___ от ________

Директор школы:________(И.М. Райзер)



Н
Рассмотрено на кафедре:

Протокол №___ от ________

Руководитель:_____ ___ (________)
овосибирской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«Биология»

9-е классы

Составитель: Иванова Е.Э.,

учитель биологии

высшей категории

Искитим 2010

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Пасечника В.В., Пакуловой В.М., Латюшина В.В. «Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5-11 кл.», издательства «Дрофа», 2009 г., рекомендованной ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию. В рабочей программе отсутствуют изменения авторской программы.

Программа систематического курса биологии для основной школы (6—9 классов) составлена на основе Государственного стандарта общего образования, в соответствии с федеральным базисным учебным планом и с учетом примерной программы основного общего образования по биологии. Содержание программы курса биологии 9 класса сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования. 
      Концептуальной основой систематического курса биологии 9 класса являются идеи интеграции учебных предметов; преемственности основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. 
      Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. 
      Основными целями изучения биологии в 9 классе являются: 
      • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; 
      • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 
      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 
      • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 
      • применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. 
            

^ Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение основ общей биологии в 9 классе выделено 70 часов (2 часа в неделю).

^ В состав УМК входят:

Класс

Реквизиты программы

УМК обучающихся

УМК учителя


9 А,Б


«Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 5 – 11 классы». – М.: Дрофа, 2009.

Программа авторского коллектива под руководством Пасечника В.В. рекомендована ДО программ и стандартов общего образования Федерального агентства по образованию.

Учебник. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Учебник. – М.: Дрофа, 2009.

^ Рабочая тетрадь. Пасечник В. В., Швецов Г. Г. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2010.

Никишов А. И., Пилипенко Н. Н. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии». 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.

Пасечник В. В. «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику – М.: Дрофа, 2008.

Калинова Г. С., Кузнецова В. Н., Прилежаева Л. Г. «Сдаем единый государственный экзамен. Биология» (ФИПИ). 9 класс. – М.: Дрофа, 2010.


Электронное сопровождение УМК:


  1. CD «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Мультимедийное приложение к учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина – М.: Дрофа, 2008.

  2. CD «Дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 классы». – Волгоград, Учитель, 2008.

  3. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание). Республиканский мультимедиа центр, 2004.

Лаборатории:

  • I.Классификация и систематика;

  • II.Клетка;

  • III.Системы человеческого организма;

  • IV.Генетика;

  • V.Экосистемы.

  1. ЭОР Единой коллекции. Биология 9 класс


Результаты обучения
Результаты изучение курса «Биология» приведены в разделе «Тре­бования к уровню подготовки выпускников», который полностью со­ответствует стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллек­туальной и практической деятельности; овладение знаниями и уме­ниями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентирован­ные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.

В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, опи­сывать, выявлять, сравнивать, решать задачи, анализировать и оцени­вать, изучать, находить и критически оценивать информацию о био­логических объектах.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в прак­тической деятельности и повседневной жизни» представлены требо­вания, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на реше­ние разнообразных жизненных задач.
^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать
      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; 
      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах; 
      • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; 
      уметь: 
      
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; 
      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; 
      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; 
      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; 
      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; 
      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); 
      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы; 
      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); 
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 
      • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; 
      • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; 
      • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; 
      • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; 
      • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

^ Основное содержание программы

9 класс. Введение в общую биологию и экологию.

(70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (3 ч)

Биология как наука и методы ее исследования. По­нятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в де­ятельности человека.

^ Молекулярный уровень (8 ч)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
^ Клеточный уровень (13 ч)

Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Стро­ение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможнос­ти клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, раз­витие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о де­лении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов ми­тоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

^ Лабораторные работы

  1. Расщепление пероксида водорода с помощью фер­ментов, содержащихся в живых клетках.

  2. Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.


^ Организменный уровень (13 ч)

Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Поло­вые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи на­следственной информации. Генетическая непрерыв­ность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмич­ность в жизни организмов.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперма­тозоида животных.

^ Лабораторная работа

3.Выявление изменчивости организмов.
Популяционно-видовой уровень (3 ч)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муля­жей, живых растений и животных.

^ Лабораторная работа

4.Изучение морфологического критерия вида.
Экосистемный уровень (4 ч)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоцено­зе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологи­ческие взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Биосферный уровень (3ч)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и че­ловек».
Эволюция (7 ч)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борь­ба за существование, естественный отбор. Приспособ­ленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Мак­роэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербари­ев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, на­следственность, приспособленность, результаты искус­ственного отбора.

Экскурсия: «Причины многообразия видов в природе».
^ Происхождение и развитие жизни (6 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказа­тельства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

^ Лабораторная работа

5.Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Экология (5 ч)

Экологические факторы, их комплексное воздейст­вие на организм. Экологическая характеристика видов. Экология популяций. Факторы, влияющие на числен­ность популяций. Способы регулирования численности особей в популяции.

Типы экологических взаимодействий. Сообщество, биоценоз, экосистема, биосфера. Продуктивность сооб­щества. Пастбищные и детритные цепи. Живые орга­низмы и круговорот веществ в экосистеме.

Экологическая сукцессия. Сукцессионные измене­ния. Значение сукцессии.

Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, слайдов, кино- и видеоматериалов.

^ Лабораторные работы

6.Строение растений в связи с условиями жизни.

7.Выделение пищевых цепей в искусственной экосис­теме (на примере аквариума).

Экскурсия: «Среда жизни и ее обитатели».
Биосфера и человек (4 ч)

Эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу. Рациональное природопользование. Ноосфера и место в ней человека. Горизонты биологии будущего.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».

Экскурсия: «Антропогенное воздействие на природную среду».

Формы организации познавательной деятельности

  • фронтальная;

  • групповая;

  • парная;

  • индивидуальная.


Методы и приемы обучения

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • самостоятельная работа с электронным учебным пособием;

  • поисковая беседа;

  • метод проектов;

  • эвристическая беседа;

  • анализ;

  • дискуссия;

  • практическая деятельность.


Формы контроля:

  • тестирование;

  • устный контроль;

  • самоконтроль;

  • взаимоконтроль;

  • выполненные задания в рабочей тетради;

  • результаты практических и лабораторных работ;

  • выполненные проекты.


Условия реализации программы:
Важным условием для организации обучения является наличие в кабинете мультимедийного оборудования:

  • компьютер,

  • цифровой проектор,

  • большой экран или интерактивная доска (желательно),

  • цифровой микроскоп.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по элективному учебному предмету «Биология в истории культуры и цивилизаций»
Рабочая программа разработана на основе программы элективного курса «Биология в истории культуры и цивилизаций» Р. А. Петросова,...
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по предмету «Биология»
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая учебная программа по предмету одб. 07 «Биология» на 78 часов...
Программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в учреждениях начального профессионального образования,...
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по учебному предмету «биология»
Авторы: И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко); изд. «Вентана –Граф», 2010г.), (учебник Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В....
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
...
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Биология»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ мо РФ от 05. 03....
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по учебному предмету «краеведение»
Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету «Историко-культурное краеведение», автор М. И. Баранникова,...
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по учебному предмету «историческое краеведение»
Рабочая программа разработана на основе региональной программы по предмету Историко-культурное краеведение, автор М. И. Баранникова,...
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по предмету «Природоведение»
В. Б. Захарова, Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология....
Рабочая программа по предмету «Биология» iconРабочая программа по учебному предмету «Информатика и икт»
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования РФ от 5 марта 2004...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница