Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17»




НазваниеУрок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №17»


Урок геометрии в 7-м классе

с использованием средств мультимедиа "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения»


Соловцова Ольга Николаевна

учитель математики

МОУ «Средняя школа №17»
Губкин 2008
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения»

^ Тип: комбинированный, с применением компьютерных технологий.

Цели и задачи.

Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и прямая, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников такие, как самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету с помощью изучения истории и развития науки, применения информационных технологий (с использованием компьютера); формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

^ План урока:

  1. Вводное слово учителя с показом слайдов.

  2. Повторение ранее изученного геометрического материала, математических символов и выполнение учащимися задания на взаимное расположение точек и прямых на плоскости

  3. Рассказ учителя об истории развития геометрии с показом слайдов.

  4. Выделение основных понятий планиметрии.

  5. Самостоятельная работа в виде тестирования с последующей самопроверкой.

  6. Проверка усвоения изученного материала в форме кроссворда.

  7. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока (Слайд 1)

Вводное слово. Здравствуйте, ребята. Прошу садиться. Сегодня тема нашего урока. "Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения»

Откройте тетради. Запишите число, тему урока ( сегодня у нас вместо доски мультимедийный экран урок наш будет проходить в немного непривычной для вас форме.)

Цель нашего урока (Слайд 2)

( Слайд 3)

В начале XX века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал: «Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».

Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

Слайды (4-12) . Спасо - Преображенский собор.

Шестнадцати этажные дома.

Здание «Белгородэнерго»;

Звонница на Прохоровском поле

Храм Петра и Павла

Современные архитектурные ансамбли

Как вы думаете насколько тесно связана постройка зданий с геометрией?

А сейчас мы проверим Д/З. Слайды 14-17

Лучше ориентироваться в окружающем мире, открывать новое, понимать красоту и мудрость мира поможет вам предмет – геометрия.

Внимательно прочитайте тему урока, вдумайтесь в ее формулировку, сформулируйте вопросы, на которые мы должны, на ваш взгляд, найти ответы в ходе урока. ( Слайд 13)

Учащиеся называют вопросы, а учитель обещает, что на все вопросы мы все сообща постараемся найти ответы на этом уроке.

Вопросы:

Что означает слово «геометрия»?

^ Когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия?

Кого можно считать основоположниками геометрии

Что изучает геометрия?

Как можно объяснить, что такое точка, прямая, отрезок, полупрямая?

Различные математические открытия определили следующие направления в математике. (Слайд 18)



С геометрическими понятиями вы уже знакомы с самого детства круг, квадрат, угол, куб, измерение отрезков, площадь, объем, и т.д.

При изучении фигур в геометрии не берется во внимание, из какого материала они сделаны, какого цвета, в каком состоянии находятся (твердое, жидкое, газообразное).

Этим занимается физика, химия, биология. Изучая геометрию, нас будут интересовать только формы и размеры предметов.

Шкаф, спичечный коробок, кирпич, многоэтажный дом – прямоугольный параллелепипед.

( Слайд 19)

Мыльный пузырь, футбольный мяч, планета Земля – шар. (Слайд 20)

Остров, солнечное затмение, блин – круг и окружность. (Слайд 21)

Красный кубик, синий кубик, зеленый кубик – куб. (Слайд 22)

Изучением геометрических фигур занимаются различные разделы геометрии.

(Слайд 23)



Геометрические фигуры, точки которых лежат в одной плоскости, изучает планиметрия. (Слайд 24)

Геометрические фигуры, точки которых лежат в разных плоскостях, изучает стереометрия. (Стереометрия)

Мы начнем изучать геометрию с плоских фигур.

Но прежде заглянем в историю возникновения геометрии. (Слайд 26)

^ 2. История возникновения геометрии.

Великий немецкий математик Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».

Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия....

Для первобытных людей важную роль играла форма окружавших их предметов. По форме и цвету они отличали съедобные грибы от несъедобных, пригодные для построек породы деревьев от тех, которые годятся лишь на дрова, вкусные орехи от горьких и т.д.. Так, овладевая окружающим их миром, люди знакомились с простейшими геометрическими формами. ( Слайд 27)

Уже 200 тысяч лет тому назад были изготовлены орудия сравнительно правильной геометрической формы, а потом люди научились шлифовать их. Специальных названий для геометрических фигур, конечно, не было.

А когда люди стали строить дома из дерева, пришлось глубже разобраться в том, какую форму следует придавать стенам и крыше, какой формы должны быть бревна. Сами того не зная, люди все время занимались геометрией: женщины, изготавливая одежду, охотники, изготавливая наконечники для копий или бумеранги сложной формы, рыболовы, делая такие крючки из кости, чтобы рыба с них не срывалась.

Когда стали строить здания из камня, пришлось перетаскивать тяжелые каменные глыбы. Для этого применялись катки. И заметили, что перекатка проще, если взять кусок дерева с почти одинаковой толщиной в начале и в конце. Так люди познакомились с одним из важнейших тел – цилиндром. Скалками цилиндрической формы пользовались и женщины, раскатывая белье после стирки.

Но не только в процессе работы знакомились люди с геометрическим фигурами.

(Слайд 28)

Издавна они любили украшать себя, свою одежду, свое жилище (бусинки, браслеты, кольца,украшения из драгоценных камней и металлов, роспись дворцов).

Для того, чтобы взимать налоги с земли, необходимо было знать их площадь. Гончару необходимо было знать, какую форму следует придать сосуду, чтобы в него входило то или иное количество жидкости. Астрономы, наблюдавшие за небом и дававшие на основе этих наблюдений указания, когда начинать полевые работы, должны были научиться определять положение звезд на небе. Для этого понадобилось измерять углы.

Так практическая деятельность людей привела к дальнейшему углублению знаний о формах фигур, развитию геометрии. Люди стали учиться измерять и площади, и объемы, и длины и т.д.

Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов.

(Слайд 29)

Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.

«^ Все боится времени, но само время боится пирамид».

(Слайд 30) сообщение уч-ся

( Слайд 31)

Парфенон –самый известный памятник, доставшийся нам от древнегреческой цивилизации, и является международным символом Греции. Храм строили с 447 по 438 гг. до н.э.

(Слайд 32)

Без математических знаний все эти сооружения невозможно было бы построить.

И все же математические знания египтян и вавилонян были разрозненные и представляли собой свод правил, проверенных практикой, поэтому правила надо было зазубривать, не понимая, почему надо применять то, а не другое. (Слайд 33)

Почти все великие ученые древности и средних веков были выдающимися геометрами. Девиз древней школы был: "Не знающие геометрии не допускаются!"

(Слайд 34)

(Слайд 35- 36) (Пифагор VI век до н.э., основал свою школу) (сообщение уч-ся)

Настает время привести все разрозненные знания в систему. (Слайд37)

И наиболее удачно была изложена геометрия, как наука о свойствах геометрических фигур, греческим ученым ^ Евклидом (III в. до н. э.) в своих книгах «Начала».

(Слайд 38-39)

Произведение состояло из 13 томов, описанная в этих книгах геометрия получила название Евклидова.

Конечно, геометрия не может быть создана одним ученым. В работе Евклид опирался на труды десятков предшественников и дополнил работу своими открытиями и изысканиями. Сотни раз книги были переписаны от руки, а когда изобрели книгопечатание, то она много раз переиздавалась на языках всех народов и стала одной из самых распространенных книг в мире

В одной легенде говорится, что однажды египетский царь Птолемей I спросил древнегреческого математика, нет ли более короткого пути для понимания геометрии, чем тот, который описан в его знаменитом труде, содержащемся в 13 книгах.

Ученый гордо ответил: " ^ В геометрии нет царской дороги".

В течение многих веков «Начала» были единственной учебной книгой, по которым молодежь изучала геометрию. Были и другие. Но лучшими признавались «Начала» Евклида. И даже сейчас, в наше время, учебники написаны под большим влиянием «Начал» Евклида.

Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».

(Слайд 40)

Николай Иванович Лобачевский (1792 - 1856)

Великий русский математик, являющийся создателем неевклидовой геометрии, первый сделавший прорыв от геометрии Евклида к современной геометрии.

^ 3. Происхождение математических терминов.

(Слайд 42-48)

Конечно, геометрия дает не только представление о фигурах, их свойствах, взаимном расположении, но и учит рассуждать, ставить вопросы, анализировать, делать выводы, то есть логически мыслить.

Мы начинаем изучать планиметрию.

^ Как вы думаете, какие самые основные понятия планиметрии?

Даже самое большое здание складывается из маленьких кирпичей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур.

Конечно, самая главная - это точка.

Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.

^ Точка – результат мгновенного касания, укол

Отсюда же произошел медицинский термин пункция-прокол.

Пунктир.

Линия – льняная нить.

Линолеум – первоначально означал промасленное льняное полотно.

Как уже было сказано ранее, все названия геометрических фигур первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данной фигуры.

^ 4. Повторение известного материала о точках и прямых и их расположении относительно друг друга.

Давайте вспомним, как обозначают на чертеже прямые и точки.

- Прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть.

- Прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной малой буквой.

- Точки обозначают заглавными латинскими буквами.

^ Выполнить задание

(Слайд 49)

Опишите этот рисунок. Запишите рассказ, используя условные обозначения.



^ 5. Самостоятельная работа.

В форме теста.

Самопроверка теста, выставление оценок.

(ответы)

6. Проверка усвоения изученного материала.

Учитель выдает кроссворд каждому ученику.

Кроссворд



  1. Древнегреческий ученый.

  2. Геометрическая фигура в пространстве.

  3. Первоначальное понятие в геометрии.

  4. Раздел геометрии, в котором изучаются фигуры на плоскости.

  5. Геометрическая фигура на плоскости.

  6. Часть прямой, ограниченная двумя точками.

  7. Раздел геометрии, в котором изучаются фигуры в пространстве.

  8. Автор книги, в которой впервые был систематизирован геометрический материал.

  9. Вставь пропущенное слово: «Через любые две точки можно

провести … , и при том только одну»

Итак, что же получилось в выделенной части?

^ 7. Подведение итогов урока.

На все ли вопросы вы получили сегодня ответы? (Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока, и просит кратко еще раз на них ответить.)

Выставление оценок за тест.

Домашнее задание: стр. п 1-5 повт. Вопрос 1-10,

стр.15 № 17, 19 стр.7

Использованная литература:

  1. Погорелов А.В. и др. Геометрия 7-9.  М.: Просвещение, 2004.

  2. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 класса.  М.: Просвещение, 1989.

  3. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-6 классов.   Смоленск: Русич, 1998

  4. Энциклопедия для детей. Том 11. Математика. – М.: Аванта +, 1999.

  5. Чупин В.Д. От Пифагора до наших дней.  Пермь, 1992


Презентация к уроку

Похожие:

Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconПлан урока: Вводное слово учителя с показом слайдов
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические...
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconПрограмма элективного курса по геометрии в 9 классе «Симфония геометрии...
Автор-составитель: учитель математики моу «Горютинская сош» Чекулаева Л. Е. 2007 год
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconОткрытый урок по геометрии в 10-м классе "Сечение параллелепипеда"
Очень точно подметил Галилей, сказав, (Слайд 4)«Природа говорит языком геометрией: буквы этого языка – круги, треугольники и иные...
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconУрок геометрии в 11 классе. Тема урока : «Симметрия в пространстве»
Предложенная модель урока по геометрии позволяет учащимся с помощью Интернета углубить свои знания по предмету. Урок проводится в...
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconВводный урок по геометрии в 7-ом классе «Из истории геометрии»
Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймёт
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconУрок по наглядной геометрии в 6 классе. Тема: «Осевая симметрия»
Моу «Основная общеобразовательная школа с. Никольское Духовницкого района Саратовской области»
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconУрок №1. Тема: Геометрические фигуры. Точка. Прямая. Луч
Образовательные – познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка и...
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconУрок № Тема Дата
Основная цель: Вспомнить сведения, необходимые при изучении геометрии в 9 классе. Повторить свойства многоугольников, окружности....
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconМетодические подходы изучения первых теорем геометрии в 7 классе. Введение
Особенности обучения доказательству теорем в курсе геометрии 7 класса
Урок геометрии в 7-м классе с использованием средств мультимедиа Краткая история возникновения и развития геометрии. Начальные геометрические сведения» Соловцова Ольга Николаевна учитель математики моу «Средняя школа №17» iconУроках математики
Организацию исследовательской деятельности обучающихся предлагаю рассмотреть на примере двух уроков: урока алгебры в 8 классе и уроке...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница