Новая волна




НазваниеНовая волна
страница1/22
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКалендарно-тематическое планирование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Первомайская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению
руководитель районного

МО
/Колесникова Т.Н. /


Рассмотрена и

рекомендована к

утверждению
на заседании педагогического совета
Протокол №_1_от__31.08.2013

Утверждена:
Директор
МБОУ Первомайской СОШ
Кладиева Г.В.
Приказ №_98_от_31.08.2013



























^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии

для 10 класса
Земляковой Галины Михайловны

учителя химии


2013-2014 учебный год


Календарно-тематическое планирование
по химии

класс: 10

учитель Землякова Галина Михайловна

Количество часов:

всего - 105 ; в неделю – 3 ;

Плановых контрольных уроков- 8 ч., зачетов - , тестов - ч., практических работ- 12 ч., лабораторныхработ – 10ч.;

Административных контрольных уроков: ч.;

Планирование составлено на основе Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (О.С.Габриелян. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Дрофа, 2008.) .

Учебник: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010-12.
Дополнительная литература :

  1. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия; Учебник для техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1989

  2. Хомченко П.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО издательство «Новая волна»: издатель Умеренков, 2004

  3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С. Габриеляна и др., Г.Е. Рудзитиса и др., Л.С. Гузеля и др. 10 (11) класс. М.: «ВАКО», 2005 (В помощь школьному учителю)

  4. Малыхина З.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 112с.

  5. Корощенко А.С. Контроль знаний по органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112с.

  6. Суровцева Р.П. Тесты по химии. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие / Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останий. – М.: Дрофа, 2002.

  7. Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

^ Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса по химии 10 класса разработана на основе Примерной программы  среднего (полного) общего образования  по химии (профильный уровень) и авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (О.С.Габриелян. – 3-е изд., перераб. и доп.. – М.: Дрофа, 2008.) .
Исходными документами для составления рабочей программы явились:

- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

- Федеральный Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010-12.
Программа 105 часов в год (3 часа в неделю).
Рабочей программой предусмотрено проведение:

  • Контрольных работ – 8;

  • Практических работ – 12;

  • Лабораторных работ – 10.


Изучение химии в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

  • воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.



Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии 10 класса является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:

^ Познавательная деятельность.

Использование для познания окружающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, след­ствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта эксперименталь­ной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных при­чинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических за­дач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различ­ные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовы­вать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;
^ Информационно-коммуникативная деятельность.

Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источ­ников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача со­держания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; использование мультимедий­ных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, система­тизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование эти­ческим нормам и правилам ведения диалога и диспута;
^ Рефлексивная деятельность.

Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные резуль­таты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, по­ведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей про­должения образования или будущей профессиональной деятельности.

Учет межпредметных связей в преподавании химии позволяет более рационально использовать изучение нового материала, перенести акцент с репродуктивных методов на продуктивные.

Курс химии опирается на знания курса биологии, физики, математики и т.д.
Программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) О.С.Габриеляна приведена в соответствие с Примерной программой  среднего (полного) общего образования  по химии (профильный уровень). В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандарта формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; исследование не сложных реальных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Соотношение содержания федерального компонента государственного стандарта и примерной программы по химии среднего (полного) образования по химии (профильный уровень):

В примерной программе по химии, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по химии на базовом уровне, отсутствует вопросы:

  1. Углеродный скелет. Радикал.

  2. Ионный и радикальный механизмы реакций.

  3. Галогенопроизводные углеводороды.

  4. Типы реакций в органической химии.

  5. Функциональные производные карбоновых кислот.

  6. Циклоалканы.

  7. Простые эфиры.

  8. Стирол.

  9. Нитросоединения.

  10. Пептиды.

  11. Представление о структуре нуклеиновых кислот


В рабочей программе предусмотрено распределение часов, соответствующее примерной программе. Это связанно с большим объемом изучаемого материала. Лабораторные работы включены в состав комбинированных уроков или проводятся при изучении нового материала, это связано с дефицитом времени и большим объемом теоретического материала.
Демонстрации, лабораторные работы и практические работы соответствуют тематике и перечню демонстраций, лабораторных работ и практических работ в примерной программе. В рабочей программе отсутствуют:

    • демонстрации: вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой (по причине вредного воздействия фенола на организм человека).

    • лабораторные работы: решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ (эта тема дублируется с темами практических работ).

Учебный материал начинается с наиболее важного раздела, касающегося теоретических вопросов органической химии. В начале изучения курса учащиеся получают первичную информацию об основных положениях теории химического строения, типах изомерии органических веществ, их классификации, изучают основы номенклатуры и типы химических реакций. При дальнейшем изложении материала об основных классах органических веществ используются знания и умения учащихся по теории строения и реакционной способности органических соединений.

Заключительная тема курса «Биологически активные вещества» посвящена знакомству с витаминами, ферментами, гормонами и лекарствами. Ее цель – показать учащимся важность знаний по органической химии, их связь с жизнью, со здоровьем и настроением каждого человека. В ходе изучения курса предусмотрены демонстрационные и лабораторные  опыты, практические работы.
В рабочей программе курсивом выделены темы, которых нет в примерной программе и стандарте, но есть в учебнике, эти темы помогают учащимся более целостно подойти к изучению предмета. Жирным шрифтом указываются темы из стандарта, но их нет в примерной программе.
Для формирования необходимой тестовой культуры учащихся и подготовке к сдаче ЕГЭ запланирован текущий контроль в виде тестов и итоговые контрольные работы в формате ЕГЭ.

Для текущего контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрено проведение химических диктантов и тестов.

^ Содержание программы
по химии для учащихся 10 класса (105ч)
Введение

Тема 1: Предмет органической химии. Теория строения органических веществ( 6 ч)

Предмет органической химии. Особенности строения и свойств органических соединений. Значение и роль органической химии в системе естественных наук в жизни общества. Краткий очерк истории развития органической химии.

Основные положения теории строения А.М. Бутлерова. Предпосылки создания теории. Представление о теории типов и радикалов. Работы А. Кекуле. Химическое строение и свойства органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана.

Электронное облако и орбиталь, их формы: s и p. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в нормальном и возбуждённом состояниях. Ковалентная химическая связь, ее полярность и кратность. Водородная связь. Сравнение обменного и донорно-акцепторного механизмов образования ковалентной связи.

Валентные состояния атома углерода. Виды гибридизации: sp3-гибридизация (на примере молекулы метана), sp2-гибридизация (на примере молекулы этилена), sp-гибридизация (на примере молекулы ацетилена). Геометрия молекул рассмотренных веществ и характеристика видов ковалентной связи в них.

^ Тема ll:. Строение и классификация органических соединений. (8 ч)

Классификация органических соединений по строению углеродного скелета: ациклические (алканы, алкены, алкины, алкадиены), карбоциклические, (циклоалканы и арены) и гетероциклические соединения. Классификация органических соединений по функциональным группам: спирты, фенолы, простые эфиры, альдегиды кетоны, карбоновые кислоты, сложные эфиры. Углеводы. Азотосодержащие соединения: нитросоединения, амины, аминокислоты.

Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Принципы образования названий органических соединений по ИЮПАК.

Виды изомерии в органической химии: структурная и пространственная. Разновидности структурной изомерии: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения (кратной связи и функциональной группы), межклассовая изомерия. Разновидности пространственной изомерии. Геометрическая (цис-, транс-) изомерия на примере алкенов и циклоалканов. Оптическая изомерия на примере аминокислот.

Решение задач на вывод формул органических соединений.

Демонстрации. Шаростержневые модели органических соединений различных классов. Модели изомеров разных видов изомерии. ^ Лабораторный опыт. Изготовление моделей веществ-представителей различных классов органических соединений
Тема lll. Химические реакции в органической химии. (6ч)

Типы химических реакций в органической химии. Понятие о реакциях замещения: галогенирование алканов и аренов, щелочной гидролиз галогеналканов. Понятие о реакциях присоединения: гидратация, гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование. Реакции полимеризации и поликонденсации. Понятие о реакциях отщепления (элиминирования): дегидрирование алканов, дегидратация спиртов, дегидрохлорирование на примере галогеналканов. Понятие о крекинге алканов и деполимеризация полимеров. Реакция изомеризации.

Гомолитический и гетеролитческий разрыв ковалентной химической связи; образование ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму. Понятие о нуклеофиле и электрофиле.

Демонстрации. Плавление, обугливание и горение органических веществ. Обесцвечивание этиленом и ацетиленом бромной воды и раствора перманганата калия. Взаимодействие спиртов с натрием и кислотами. Деполимеризация полиэтилена.
^ Тема lV: Углеводороды.. (30 ч)

Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ, его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля.

Алканы. Гомологический ряд и общая формула алканов. Строение молекулы метана и других алканов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические и химические свойства алканов: реакции замещения,

горение алканов в различных условиях, термическое разложение алканов, изомеризация алканов. Применение алканов. Механизм реакции радикального замещения, его стадии. Практическое использование знаний о механизме (свободнорадикальном) реакции в правилах техники безопасности в быту и на производстве. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти.

Алкены. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и других алкенов. Изомерия алкенов: структурная и пространственная. Номенклатура и физические свойства алкенов. Получение этиленовых углеводородов из алканов, галогеналканов, спиртов. Реакции присоединения (гидрирование, гидрогалогенирование, галогенирование, гидратация). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их свойств

Решение расчетных задач на установление химической формулы вещества по массовым долям элементов.

Алкины. Гомологический ряд алкинов. Общая формула. Строение молекулы ацетилена и других алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова). Димеризация и тримеризация алкинов. Взаимодействие терминальных алкинов с основаниями. Окисление. Применение алкинов.

Диены. Строение молекул, изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические свойства, взаимное расположение пи-связей в молекулах алкадиенов: кумулированное, сопряженное, изолированное. Особенности строения сопряженных алкадиенов, их получение.

Аналогия в химических свойствах алкенов и алкадиенов. Полимеризация алкадиенов. Натуральный и синтетический каучуки. Вулканизация каучука. Резина. Работы С.В.Лебедева, особенности реакций присоединения к алкадиенам с сопряженными пи-связями.

Циклоалканы. Гомологический ряд и общая формула циклоалканов. Напряжение цикла в С3Н6 , С4Н8, С5Н10 , конформации С6Н12, изомерия циклоалканов («по скелету», цис-, транс-, межклассовая). Химические свойства циклоалканов: горение, разложение, радикальное замещение, изомеризация. Особые свойства циклопропана и циклобутана.

Арены. Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола, сопряжение пи-связей. Получение аренов. Физические свойства бензола. Реакции электрофильного замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Ориентация при электрофильном замещении. Реакции боковых цепей алкилбензолов. Способы получения. Применение бензола и его гомологов.

Решение расчетных задач на вывод формул органических веществ по массовым долям и по продуктам сгорания.

Демонстрации. Горение метана, этилена, этина, бензола. Отношение этих веществ к растворам перманганата калия и бромной воде. Определение качественного состава метана и этилена по продуктам горения. Взрыв смеси метана с воздухом. Получение метана взаимодействием ацетата натрия с натронной известью; ацетилена карбидным способом; этилена - реакцией дегидратации этилового спирт; разложение каучука при нагревании испытание продуктов разложения. Бензол как растворитель. Нитрование бензола.

Лабораторные опыты. 1.Изготовление моделей углеводородов и их галогенпроизводных.2.Ознакомление с продуктами нефти, каменного угля и продуктами их переработки. 3.Обнаружение в керосине непредельных соединений. 4. Ознакомление с образцами каучуков, резины и эбонита.
Тема V: Кислородосодержащие органические соединения

Тема 1. Спирты и фенолы. (7 ч)

Спирты. Состав и классификация спиртов (по характеру углеводородного радикала и по атомности), номенклатура. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «углеродного скелета»). Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь. Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами, межмолекулярная и внутри молекулярная дегидратация, этерификация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности свойств многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов: метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин. Физиологическое действие метанола и этанола. Рассмотрение механизмов химических реакций.

Фенолы. Строение, изомерия, номенклатура фенолов, их физические свойства и получение. Химические свойства фенолов. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов и групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом. Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Многоатомные фенолы.

Демонстрации. Выделение водорода из этилового спирта. Сравнение свойств спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). Взаимодействие глицерина с натрием. Получение сложных эфиров. Качественная реакция на многоатомные спирты. Качественная реакция на фенол (с хлоридом железа (III), Растворимость фенола в воде при различной температуре. Вытеснение фенола из Фенолята натрия угольной кислотой.

^ Лабораторные опыты. 1. Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II). Взаимодействие фенола с бромной водой и с раствором щёлочи.

Тема 2. Альдегиды и кетоны. (9 ч)

Альдегиды и кетоны. Классификация, строение их молекул, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)). Присоединение синильной кислоты и бисульфита натрия. Качественные реакции на альдегиды. Реакция поликонденсации фенола с формальдегидом. Особенности строения и химических свойств кетонов. Взаимное влияние атомов в молекулах. Галогенирование альдегидов и кетонов по ионному механизму на свету. Качественная реакция на метилкетоны.

Демонстрации. Коллекция альдегидов. Реакция «серебряного зеркала». Окисление бензальдегида на воздухе.

^ Лабораторные опыты. Качественные реакции на альдегиды (с аммиачными растворами оксида серебра и гидроксидом меди (II)). Окисление спирта в альдегид. Получение и свойства карбоновых кислот.
Тема 3-4. Карбоновые кислоты, сложные эфиры и жиры. (12 ч)

Карбоновые кислоты. Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот. Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот. Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Одноосновные и многоосновные, непредельные карбоновые кислоты. Отдельные представители кислот.

Сложные эфиры. Строение сложных эфиров, изомерия (межклассовая и «углеродного скелета»). Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Равновесие реакции: этерификации- гидролиза; факторы влияющие на гидролиз.

Жиры - сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Мыла, объяснение их моющих свойств. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС.

Демонстрации. Химические свойства уксусной и муравьиной кислот. Возгонка бензойной кислоты. Свойства непредельной олеиновой кислоты. Получение сложного эфира. Коллекция масел.

^ Лабораторные опыты. Растворимость жиров. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Омыление жиров. Сравнение свойств мыла и СМС.

Тема 5. Углеводы. (7 ч)

Этимология названия класса. Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества.

Моносахариды. Их классификация. Гексозы и их представители. Глюкоза, ее физические свойства, строение молекулы. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового, молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе ее свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнения строения молекул и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.

Дисахариды. Строение, общая формула и представители. Сахароза, лактоза, мальтоза, их строение и биологическая роль. Гидролиз дисахаридов. Промышленное получение сахарозы из природного сырья. Полисахариды. Общая формула и представители: декстрины и гликоген, крахмал, целлюлоза (сравнительная характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства полисахаридов. Гидролиз полисахаридов. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов на основании их свойств (волокна). Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами - образование сложных эфиров.

Демонстрации. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) без нагревания и при нагревании. Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Гидролиз сахарозы, целлюлозы и крахмала. Коллекция волокон.

^ Лабораторные опыты. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Взаимодействие крахмала с йодом. Образцы природных и искусственных волокон.
Тема Vl: Азотосодержащие соединения (9 ч)

Тема 1: Амины и аминокислоты (4 часа)

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов. Алифатические и ароматические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с кислотами и водой. Основность аминов. Гомологический ряд ароматических аминов. Алкилирование и ацилирование аминов. Взаимное влияние атомов в молекулах на примере аммиака, алифатических и ароматических аминов; анилина, бензола и нитробензола. Аминокислоты. Состав и строение молекул аминокислот, изомерии. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами. Образование внутримолекулярных солей. Реакция поликонденсации аминокислот.

Тема 2: Белки

Белки - природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Четвертичная структура белков как агрегация белковых и небелковых молекул. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Тема 3: Азотосодержащие гетероциклические соединения (1 час)

Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях.

^ Тема 4: Нуклеиновые кислоты (4 часа)

Первичная, вторичная и третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК. Генная инженерия и биотехнология.

Демонстрации. Опыты с метиламином: горение, щелочные свойства раствора. Образование солей. Взаимодействие анилина с соляной кислотой и с бромной водой. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. Коллекция «Волокна».

Лабораторные опыты. 1.Образцы синтетических волокон. 2. Растворение белков в воде. Коагуляция желатина спиртом. 3.Цветные реакции белков. 4.Обнаружение белка в молоке.
Тема Vll:

Биологически активные вещества. (8ч)

Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Профилактика авитаминозов.

Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Значение в биологии и применение в промышленности. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность.

Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляции, жизнедеятельности организмов.

Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Группы лекарств: сульфамиды, антибиотики, аспирин. Безопасные способы применения лекарственных форм.
Химический практикум.

П..Р. №1 «Качественный анализ органических соединений»

П.Р. №2 «Углеводороды»

П.Р. №3 «Спирты. Фенолы»

П.Р. №4 « Альдегиды и кетоны»

П.Р. №5 «Карбоновые кислоты»

П.Р. №6 «Углеводы»

П.Р. № 7. «Амины. Аминокислоты. Белки»

П.Р. №8 «Идентификация органических соединений»

П.Р. № 9 «Действие ферментов на различные вещества»

П.Р.№10 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»

П.Р.№11. «Знакомство с образцами витаминов. Обнаружение витаминов»

П.Р.№12. «Знакомство с образцами химических средств санитарии, гигиены»


Перечень литературы и средств обучения

по химии для 10 классов.

Документы:


  • Закон «Об образовании»

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»

  • Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»

  • Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

  • Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана



Библиотечный фонд.
Основная учебная литература для учащихся:

1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин; под ред. В.И. Теренина. – 7-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2010.

2. Цветков Л.А. Органическая химия: учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. заведений / Л.А. Цветков. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
Дополнительная учебная литература для учащихся:

  1. Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2002.

  2. Егоров А.С. и др. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четвертое издание – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002.



Основная учебная литература для учителя:

  1. Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия; Учебник для техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Химия, 1989

  2. Хомченко П.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ООО издательство «Новая волна»: издатель Умеренков, 2004

  3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С. Габриеляна и др., Г.Е. Рудзитиса и др., Л.С. Гузеля и др. 10 (11) класс. М.: «ВАКО», 2005 (В помощь школьному учителю)

  4. Малыхина З.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по органической химии. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 112с.

  5. Корощенко А.С. Контроль знаний по органической химии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 112с.

  6. Суровцева Р.П. Тесты по химии. 10-11 кл.: Учебно-метод. пособие / Р.П. Суровцева, Л.С. Гузей, Н.И. Останий. – М.: Дрофа, 2002.

  7. Габриелян О.С. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, Е.Е. Остроумова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.



Дополнительная литература для учителя:

  1. Ульянова Г.М. Органическая химия. 10 класс: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», 2003. ( серия «Поурочное планирование»)

  2. Денисова В.Г. Химия. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003



MULTIMEDIA – поддержка предмета:

  1. Открытая химия 2.0 ООО Физикон, 2001. Автор курса – проф. МФТИ, академик РАЕН В.В. Зеленцов.

  2. Единый государственный экзамен Химия. Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0 «Интерактивная линия», 2005.Просвещение - МЕДИА.

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 11-11 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий », 2004.

  4. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-Медиа, 2005.

Средства обучения.


  1. Печатные пособия.

Таблицы:

  1. Серия инструктивных таблиц по химии

  2. Серия таблиц по органической химии
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Новая волна iconВидео-заставка «День первый» Гимн конкурса
Здравствуйте учителя и ученики, мамы и папы, здравствуйте герои нашего сегодняшнего конкурса «Новая волна», который посвящен такому...
Новая волна iconТретья волна
С. (гл. 18-19), Бурмистров К. (гл. 1-4), Бурмистрова Л. (гл. 5-10), Заритовская (гл. 13), Комарова Е. (гл. 14), Кротовская Н. (гл....
Новая волна iconНовая история 7 класс /28 часов
Учебник – Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история 1500 – 1800 г г
Новая волна iconКалендарно-тематическое планирование курса «новая история»
Учебник – А. Я. Юдовская, Л. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина «Новая история, 1500 1800» 7 класс. – Просвещение, 2004
Новая волна icon«Человек в XXI веке как социокультурный феномен и объект научного познания». 16. 03. 2011
...
Новая волна icon16. Европа в 19 веке: Великобритания, Германия, Италия
Парламент принял законы, регулирующие трудовые отношения, что ослабило напряженность в обществе, в частности, привело к спаду движения...
Новая волна iconЛенинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2012 год. Первый квартал: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П....
Новая волна iconЛ ленинградская областная детская библиотека новая детская книга
Новая детская книга. 2012 год. Третий квартал: Список книг в помощь комплектованию детских, сельских библиотек / лодб; сост. И. П....
Новая волна iconТомас нагель каково быть летучей мышью?
Недавняя волна редукционистской эйфории породила несколько работ, анализирующих феномен мышления и связанные с ним понятия. В этих...
Новая волна iconПрограмма развития мбоу «сош №31» на период 2013-2018 гг. «Новая школа школа для каждого»
Постановление правительства РФ «О национальной доктрине образования в рф»; Национальный проект «Наша новая школа»; Национальный проект...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница