«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области




Название«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипДоклад
«Экологические проблемы наших дней»
Предмет: биология

Учитель: Сергеева Татьяна Александровна, учитель биологии МБОУ ООШ №2

Класс: 9 «Б»

Цель:
- осознание сущности, специфичности, масштабности и причин экологических проблем;
Задачи:

- развить самостоятельность мышления при изучении глобальных проблем;
- сформировать умение обучающихся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
- совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации;
- воспитать потребность в бережном отношении к окружающей среде.

Оборудование: интерактивная доска SMART, компьютерные презентации;

1. Богданец, Т. П. Экология Мурманской области с основами общей экологии / Т. П.

Богданец, Н. В. Василевская, Я. Коммандер, А. В. Шевченко. – Мурманск : МГПИ, 2008.

2. Экология поведения животных. – М. : Наука, 2008.

3. Хорева, Г. А. Твоя альтернатива АЭС. Кн. 1. Изд. 2-е. – Мурманск, 2002.

4. Экология и охрана природы Мурманской области. – Апатиты,2011.

5. Bellona Foundation. Доклад объединения Bellona № 3 : Атомная Арктика:

проблемы и решения. – Мурманск, 2011.

5. http://www.ehef.org/publish/about/8.htm_
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области,

Таблицы с охраняемыми видами растений и животных;

Карта Кольского полуострова.
^ Форма: урок- семинар.

Метод: работа в группах.

Подготовительный период: за 2 недели обучающимся были предложены темы глобальных экологических проблем и план их раскрытия.


^ Ход урока:


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка готовности обучающихся и их рабочего к уроку

Приветствие учителя и присутствующих на уроке гостей. Проверка своей готовности к работе в группе.

2. Индукция (мотивация и целепологание)

Работа с терминологией «Мыслительная разминка».


Что такое Природа? Обучающимся предлагается просмотреть экологический ролик «Природа – это красота!?» и установить тип интонации в названии просмотренного ролика.

Работа обучающегося у доски по карточке с терминологией по данной теме.
Обучающиеся размышляют о просмотренном материале:

« Природа – это красота!» или « Природа – это красота?» Устанавливают тип интонации в названии просмотренного материала.

3. Изучение нового материала

Направляет работу учащихся в составе групп.

Работа в группах сопровождается выходом обучающихся к интерактивной доске и по презентации озвучивают в соответствии с планом экологическую проблему.

Класс прослушивает выступления обучающихся.

4. Рефлексия

Работа с законами социальной экологии Барри Коммонера.

Учитель озвучивает природные процессы

Знакомятся с законами социальной экологии Барри Коммонера.

Обучающиеся на основе характеристики природных процессов, формулируют законы социальной экологии.



Конспект урока. Приветствие.

Учащиеся сидят за столами по группам:

  1. Служба по контролю загрязнения воздушной среды 4 обучающихся)

  2. Гидробиологическая служба. (4 обучающихся)

  3. Геологическая служба (4 обучающихся)

  4. Комитет экологии и природных ресурсов (5 обучающихся)

  5. Радиобиологическая служба. (5 обучающихся)


Учитель. Экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия ведения хозяйственной деятельности человека приводят к нарушению природных экосистем. А это ставит под угрозу существование жизни на Земле как глобального феномена биосферы. Экологическая ситуация такова, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Чтобы восприятие материала прошло успешно необходимо провести мыслительную разминку по экологической терминологии.

Ученик: Работа у доски с терминологией по карточке: экология, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, продуценты, экосистема, консументы, сукцессия, редуценты, антропогенный фактор, биомасса, атмосфера, пищевая цепь, гидросфера, ПДК, биосфера.

Ребята! Как вы думаете, какова тема нашего урока? (учащиеся формулируют тему урока)
Как вы думаете? Какие цели мы будем решать ? (учащиеся формулируют цели урока)

Учитель. Цель : оценить последствия деятельности человека в природе и предложить способы решения экологической проблемы.
Эпиграфом нашего урока будут слова Г. Торо: «Что толку в доме, если нет приличной планеты, где его можно построить»
Девиз урока: «Думай глобально – решай локально…» И это не случайно. Именно 2013 год Указом Президента России В. В. Путиным объявлен годом Охраны окружающей среды.

Экологический ролик «Природа – это красота!?»


Учитель: В ходе урока мы внимательно слушаем выступления по презентациям учащихся в составе своих групп по заранее выданному плану нашего семинарского занятия. Группа раскрывает свою экологическую проблему по плану:
- обосновать глобальную экологическую проблему современности;
- раскрыть причину возникновения экологической проблемы;
- последствия, к которым она приводит;

- предложить способ решения экологической проблемы.

- осветить экологическую проблему и пути её решения на примере нашего Мурманского региона.
При выступлении необходимо соблюдать регламент.

Класс делает записи в тетради в соответствии с планом.

^ Выступления обучающихся

Группа 1: Служба по контролю загрязнения воздушной среды

Тема: Загрязнение атмосферы.

Одна из самых острых экологических проблем в настоящее время является загрязнение атмосферы. На ранних этапах развития биосферы воздух загрязняли только лесные пожары и вулканы. Затем началось интенсивное антропогенное воздействие на атмосферу.

Основные причины ее загрязнения сжигание природного топлива и металлургическое производство. Из печей, топок выхлопных труб автомобилей в воздух попадают углекислый и угарный газы, оксиды азота и серы, различные углеводороды. Растворяясь в капельках атмосферной влаги, диоксиды серы и азота превращаются в соответствующие кислоты и в виде кислотного дождя выпадают на землю. В окрестностях медеплавильных заводов особенно велика концентрация в атмосфере сернистого газа. Он вызывает разрушение хлорофилла, засыхание листьев, опадение хвои.
Следующая проблема - так называемый парниковый эффект или «оранжерейный эффект». В воздухе растет концентрация углекислого газа и метана. Эти газы частично задерживают тепловое излучение от поверхности земли, что приводит к повышению температуры в среднем на планете на 0,5 - 1 градус по шкале Цельсия. Последствия глобального потепления климата отрицательно скажутся на состоянии зоны многолетней мерзлоты. Если в ближайшем будущем на Земле потеплеет еще на 2-5 градусов Цельсия, то произойдет таяние ледников Антарктиды и Гренландии, что приведет к повышению уровня вод Мирового океана и вызовет затопление многих населенных прибрежных районов.

Вещества используемые в качестве хладагентов в холодильниках, в производстве полупроводников и аэрозольных балончиках, попадают в атмосферу и разрушают озоновый слой. Разрушение озонового слоя – глобальная экологическая проблема. Озоновый слой защищает все живое от избыточного ультрафиолетового излучения. Его уменьшение приводит к росту числа заболеваний раком кожи. Утончение озонового экрана отмечается над Антарктидой, Австралией, Южной Америкой, некоторыми районами Евразии. С целью предотвращения загрязнения атмосферы разработаны мероприятия обеспечивающие правильное сжигание топлива. На промышленных предприятиях устанавливают очистные сооружения. Для того, чтобы образование отходов было минимальным, улучшают конструкции автомобилей или переводят машины на другие виды топлива, при сжигании которого образуется меньше вредных веществ. Большое значение в борьбе с загрязнениями атмосферы имеют зеленые насаждения, Они выделяют кислород и поглощают вредные газы, содержащиеся в атмосфере. На деревьях и кустах оседает до 72% взвешенных частиц пыли и до 60% диоксида серы. Зеленые растения регулируют микроклимат города, поглощают и снижают уровень шума.
^ Загрязнение атмосферы Мурманской области.

Основными источниками загрязнения воздуха в Мурманской области являются два гиганта цветной металлургии: комбинаты «Североникель» и «Печенганикель» а также Кандалакшский алюминиевый завод и Ловозерский горнообогатительный комбинат (ГОК). На их долю приходится почти 81 % выбросов от общего количества.

Под влиянием загрязнения вокруг комбинатов «Североникель» и «Печенганикель» образовались и расширяются техногенные пустоши, ель и сосна здесь отмирают. Общая площадь техногенной пустоши превышает 200 км2.

Самыми запыленными в области являются г. Апатиты и Ковдор. Здесь содержание пыли в воздухе в отдельные периоды превышает допустимое в 10 -17 раз;

В Мурманске и Кировске отмечается повышенное содержание сернистого газа, окислов углерода (продукты выбросов от автотранспорта), окислов азота до 2 – 3 ПДК.

Значительный вклад в загрязнение воздуха во всех населенных пунктах области вносит автотранспорт. Контроль за токсичностью выбросов автотранспорта, особенно личного, явно не достаточен. Необходимо ускорить перевод автотранспорта на газовое топливо, построить газонаполнительные станции в городах Мурманске, Мончегорске, Апатитах, Кандалакше.

Задача эта не простая и требует внедрения в производственный процесс дорогостоящих безотходных или малоотходных технологий. Но решать ее нужно незамедлительно. Иначе, разрушение окружающей человека природной среды на Кольском Севере может стать необратимым.

^ Выступления обучающихся

Группа 2: Гидробиологическая служба

Тема: Загрязнение гидросферы.

Проблема загрязнения воды существовала еще в древности. В четвертом веке до нашей эры в Риме был построен знаменитый Римский водопровод, для снабжения города питьевой водой. Так как воды реки Тибр стали к тому времени не пригодны к употреблению из-за сброса в ни бытовых отходов.

В настоящее время проблема загрязнения воды стоит особенно остро. Наиболее распространенными загрязняющими веществами в мировом океане является нефть и нефтепродукты. Попадая в морскую среду, нефть растекается в виде пленки, изменяющей состав спектра и интенсивность проникновения в воду света. Наряду с этим поверхностная пленка нарушает газообмен на границе воздушной и водной сред, от этого погибает большое количество животных. Другие распространенные загрязнители гидросферы - это синтетические поверхностные активные вещества, входящие в состав моющих средств и широко применяемые в промышленности. В сельском хозяйстве они применяются в составе пестицидов - веществ используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Установлено, что пестициды наносят вред многим полезным организмам и нарушают равновесия в биоценозах.

К числу токсичных загрязняющих веществ относятся и тяжелые металлы. Ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк. Соли этих элементов вызывают у человека отравления с тяжелейшими последствиями. Тяжелые металлы опасны еще и тем, что проходя через пищевые цепи, они могут накапливаться в организмах.

Многие страны имеющие выход к морю, производят захоронение в нём различных отходов, строительного мусора, бурового шлака, взрывчатых и радиоактивных веществ. Это вызывает длительное помутнение придонной воды, что приводит к гибели от удушья малоподвижных форм бентоса. У выживших рыб, моллюсков и ракообразных уменьшается скорость роста за счет ухудшения питания и дыхания. В настоящее время защита вод от загрязнения состоит в уменьшении, а в идеале - полном прекращении сброса в водоемы отработанных сточных вод. На многих предприятиях уже применяется замкнутый цикл водообеспечения. Важное место в предохранении воды от загрязнения принадлежит очистным сооружениям.

Качество воды основных крупных рек России оценивается как неудовлетворительное. Из-за отсутствия очистных сооружений и их неудовлетворительной работы, технической отсталости и малой мощности,

82% сточных вод, сбрасываемых предприятиями в реки, не подвергается очистке.

^ Загрязнение вод Мурманской области.

Поверхностные пресные воды Мурманской области загрязняются тремя основными источниками загрязнения:

– сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий;

– хозяйственно-бытовыми стоками;

– атмосферными осадками из атмосферы.

Наиболее сильному загрязнению подвергаются крупнейшие озера области – Имандра, Умбозеро и Ловозеро.

Серьезную проблему в снабжении некоторых городов и поселков питьевой водой создает загрязнение водоемов отходами сельскохозяйственных предприятий. Особенно актуальна она для Мурманска и ряда населенных пунктов, получающих воду из бассейна реки Колы. Это связано с тем, что на расположенных здесь фермах («Пригородный», «Снежная», «Мурманская») накоплены огромные объемы навоза и птичьего помета. Поэтому качество воды в реках Кола и Тулома (которые обеспечивают 85 % водоснабжения Мурманска) не соответствует национальному стандарту для питьевой воды.

В Кольский залив ежегодно сбрасываются неочищенные стоки, содержащие различные загрязнители: азот, фосфор, фенолы, пестициды. Их концентрация в воде превышает ПДК в 5 – 10 раз.

Канализационные системы Мурманска и других населенных пунктов на берегу залива не имеют систем очистки и сбрасывают загрязненные стоки напрямую в залив. В результате, в центральной его части почти полностью деградировали бентосные сообщества, уменьшилось видовое разнообразие фауны, резко возросла зараженность обитающих здесь рыб.

Начиная с 1959 г., Северный флот регулярно производил захоронения

радиоактивных отходов в Баренцевом и Карском морях. Затапливались твёрдые и жидкие радиоактивные отходы, атомные реакторы, в том числе с невыгруженным топливом. Потенциальую угрозу радиоактивного заражения несут старые подводные лодки, находящиеся у причалов на побережье и ожидающие утилизации.

^ Выступления обучающихся

Группа 3: Геологическая служба

Тема: Загрязнение почв.

Почва – это важный природный ресурс человечества, обеспечивающий производство продуктов питания. Ее верхний плодородный слой формируется очень долго, а разрушается очень быстро. Гумус, обуславливающий плодородие почвы, составляет не более 5% от массы пахотного слоя. Не смотря на внесение в почву удобрений, они быстро расходуются и почва истощается. К особо пагубным последствиям отрицательного влияния человека на почву относится эрозия, разрушение и вынос плодородного слоя водой и ветром.

Водная эрозия имеет место когда с талыми водами и дождями, солевыми потоками или оползнями выносятся частицы почвы, целые почвенные слои, а иногда даже крупные камни и вырванные с корнями деревья. Причиной этому могут быть распашка полей вдоль склонов вырубка горных лесов, перевыпас скота, нарушающий растительный покров на склонах, а так же неумеренный и неправильный полив.

Ветровая эрозия наиболее сильно проявляется в южных степных областях нашей страны, где почвы сухие, песчаные и содержат много пылевидных частиц. Ветровая эрозия может рассекать листья растений, повреждать их покровы, обнажать корни и вызывать гибель растений.

Вследствии открытого способа разработки полезных ископаемых из сельскохозяйственного оборота изымаются большие пласты плодородной почвы. Для таких районов характерен безжизненный лунный ландшафт. Вырытые глубокие карьеры вызывают нарушения гидрологического режима местности, загрязнения воды, почвы и атмосферы. В тех местах где складывается пустая порода образуются терриконы, они часто возгораются и могут дымить в течении нескольких лет.

Чтобы уменьшить антропогенное влияние на почву производится ряд мероприятий. Для уменьшения эрозии создаются защитные лесонасаждения, регулируется выпас скота. На крутых склонах и песчаных почвах проводится правильное размещение и чередование севооборота. Промышленно нарушенные территории подлежат восстановлению. Терриконы ликвидируют путем использования пустой породы для строительства дорог, фундаментов домов. На их месте необходимо разбивать парки и сажать леса.

^ Загрязнение почв Мурманской области.

Проблема загрязнения почв чрезвычайно актуальна для Мурманской об-

ласти. В первую очередь это химическое загрязнение.

Общая площадь пахотных земель в области составляет около 20 тыс. га, из которых значительная часть расположена в зонах воздействия предприятий цветной металлургии, выбрасывающих в атмосферу сернистый газ и тяжелые металлы. Все это оседает на почву и растительность в виде пыли, дождя, снега.

Сернистый газ, попадая в атмосферу, переносится на значительные расстояния и, соединяясь с водой, вызывает кислотные дожди, выжигающие растительность. У человека сернистый газ вызывает раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей.

В районах области высокий уровень загрязнения почв в окрестности городов Мончегорск, Апатиты, Никель, Печенга.

На основании проведенных научных исследований установлено, что именно тяжелые металлы являются приоритетными загрязнителями почвы в нашей области.

^ Выступления обучающихся

Группа 4: Комитет экологии и природных ресурсов

Тема: Сокращение биологического разнообразия.

Воздействие человека на живую природу складывается из прямого и косвенного изменения окружающей среды. Прямое влияние человека на животный мир заключается в истреблении видов, представляющих для него пищевую или другую материальную ценность. По подсчетам ученых с 1600 года люди истребили более 160 видов птиц и порядка 100 видов млекопитающих.

Одним из исчезнувших видов в животных является тур – дикий бык. В историческое время туры обитали на всей территории Европы. Дикий бык был ростом до двух метров, а его масса могла достигать тонны. Это животное истребили в 17 веке. А в 1921 году ученые даже попытались возродить тура путем скрещивания быков и коров, похожих на это вымершее животное.

В 18 веке была истреблена морская или Стейлерова корова, названная так в честь немецкого натуралиста Георга Вильгельма Стейлера, впервые описавшего это животное. Морские коровы были гигантскими животными, внешне напоминавшие одновременно и тюленя и рыбу. Они обладали мирным нравом и были очень доверчивы, а так как мясо животных было очень вкусное, их быстро истребили охотники. Все что осталось от Стейлеровых коров, это куски сухой кожи несколько скелетов и черепов.

К числу вымерших видов птиц относится странствующий голубь. Еще в 1810 году этих голубей было около двух миллиардов, а уже в 1899 году вид был полностью истреблен. В память о странствующем голубе остались лишь его музейные чучела и бронзовая мемориальная доска со словами укоряющая человека в алчности и легкомыслии по отношению к живой природе.

Крупный нелетающий голубь дронт обитал на островах Индийского океана. Заселившие острова европейцы убивали птиц ради мяса и разоряли их гнезда, собирали яйца. В списках вымерших видах животных так же дикая лошадь тарпан, бескрылая гагарка, африканская голубая антилопа.

Существует огромное количество видов находящихся на грани вымирания или сохранившиеся только в заповедниках. Так в результате интенсивной промысловой деятельности человека резко сократилась численность таких животных как зубр, бизон, серый, голубой и гренландские киты, пятнистый олень.

Помимо прямого истребления человеком животных, имеет колоссальное воздействие человека на живую природу не связанное с промыслом. Это изменение среды обитания живых организмов, нарушение структуры их популяций, а так же загрязнение ядохимикатами. По некоторым данным в 20 веке в результате промысловой и охотничьей деятельности исчезло 28% от общего числа видов, а в результате косвенного воздействия 72% видов. Так рост населения и расчистка лесов под сельскохозяйственные угодья на юго-западе Китая привели к резкому сокращению площади бамбуковых джунглей, в связи с этим Большие Панды, питающиеся бамбуком стали погибать от голода. Предупредить вымирание вида позволило создание заповедников и размножение панды в неволе. На численность животных так же влияет акклиматизация новых видов. Например, в 17 веке на Галапогосских островах обитало большое количество слоновых черепах, появившиеся позже переселенцы завезли с материка на острова домашних животных собак, кошек, свиней, коз, лошадей. Хищники охотились на молодых черепах, а травоядные животные поедали растительность, которой питались эти рептилии. В результате этого численность слоновых черепах резко сократилась.

Все редкие виды исчезающих животных и растений занесены в Красную Книгу. Существует международная Красная Книга и национальные книги, например, Красная книга России. Еще более важно, что с вымиранием вида происходит утрата уникальных, только ему присущих генов. В результате человек лишается возможности в будущем воспользоваться ими для своих целей, например, в селекции. Вот так выглядит Красная Книга нашей Мурманской области. ( Перечисляем растения и животные , занесенные в Красную книгу)

На Кольском Севере действуют три заповедника:

1. Кандалакшский государственный заповедник. Организован в 1932 г. Уделяет наибольшее внимание сохранению морских птиц: уток, чаек, гаги.

2. Лапландский государственный заповедник. Организован в 1930 г. Главная задача заповедника- охрана диких северных оленей.

3. Заповедник «Пасвик» организован в результате сотрудничества России и Норвегии в 1992 г. Основная задача – сохранение реки Паз, охрана сосновых лесов, изучение птиц и популяции лося.
^ Выступления обучающихся

Группа 5: Радиобиологическая служба

Тема: Радиоактивное загрязнение.

Среди абиотических факторов, влияющих на жизнь природы и человека наиболее сильным является радиация. Радиоактивные вещества существовали и до появления на Земле человека, они находятся в поверхностных слоях земной коры.

Однако результате человеческой деятельности в окружающую среду стали поступать новые источники радиации и возникла проблема радиоактивного загрязнения биосферы. Она приобрела особое значение с использованием ядерного оружия. В 1945 году на Японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены атомные бомбы. До 1963 года в атмосфере проводились испытания ядерного оружия, вызвавшие глобальные радиоактивные загрязнения всей биосферы.

В чем состоит опасность радиоактивных веществ?

При ядерных реакциях ядро тяжелого элемента делится и образуется несколько более мелких ядер представляющих собой нестабильные изотопы, это и есть радиоактивные вещества или радионуклиды, при переходе их в стабильное состояние выделяется мощное радиоактивное излучение, которое взаимодействуя с веществами организма, вызывают в нем серьезные изменения. Наибольшую опасность представляют собой радионуклиды стронция и цезия, имеющие длительный период полураспада. Они могут включаться в циклы круговорота веществ, попадая в живые организмы и оказывая на них губительное воздействие.

Первый барьер, который задерживает выпавшие из атмосферы радиоактивные осадки - это наземные растения. Радионуклиды могут откладываться в их тканях. Самыми мощными накопителями этих веществ считаются сфагновые мхи и лишайники. Так как этими и другими растениями питаются животные, а их в свою очередь использует в пищу человек, радионуклиды могут переходить из одного организма в другой по цепям питания. Так изучая пищевую цепь тундры: лишайники – олень – человек, ученые обнаружили, что в организме эскимосов Аляски питавшихся мясом Северных оленей содержание Цезия-137 повышено по сравнению с его содержанием у жителей других регионов. У человека при этом снижается иммунитет, вырабатывается меньше половых клеток и появляются различные патологии. Учеными предложено несколько способов, направленных на уменьшение радиоактивного загрязнения потребляемых в пищу продуктов. Так существуют оптимальные сроки охоты на Северных оленей, когда в их мясе содержание цезия наименьшее.

Определенное количество радионуклидов удаляется из овощей и фруктов при мытье и срезании наружного слоя. А легкие, печень, кости животных не следует использовать в пищу без предварительного радиационного контроля, так как в них накапливаются радиоактивные вещества.

^ Радиационное загрязнение Мурманской области.

Имеются в нашей области и факты радиационного загрязнения. По мнению экологов, радиационное загрязнение, в настоящее время является одной из самых острых экологических проблем Кольского полуострова.

Природный радиационный фон определяется, главным образом, повышенным содержанием радиоактивных элементов (тория, урана, калия) в минералах и горных породах. В целом же уровень ее невысокий. Средний по области естественный радиационный фон составляет 10 – 20 мкР/час. Радиоактивная пыль, которая, попадает в дыхательные пути, вызывает заболевания легких.

В целом же, уровень радиоактивного загрязнения Арктики довольно низок. Однако существует всё-таки несколько районов с возрастающим уровнем радиоактивного загрязнения, например, районы затопления радиоактивных

материалов и некоторые военно-морские базы.


Учитель: . Ребята! Давайте вернёмся к девизу урока: «Думай глобально – решай локально…». Как вы понимаете суть высказывания? ( Ответы учащихся).

Возможности человека безграничны! Все, что создано природой, требует внимания, бережного отношения и понимания основных законов. Увы, ни одна организация в мире не способна спасти планету в одиночку – для этого нужны миллионы неравнодушных людей. Законы экологии сформулированы Барри Коммонером. Попробуем с учетом полученных знаний сами сформулировать эти законы по характеристике природных процессов.

^ Учитель зачитывает: Первый закон экологии Коммонера обращает внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе, изменение одного из показателей системы вызывает функционально-структурные количественные и качественные перемены, при этом сама система сохраняет общую сумму своих качеств. Заяц ест траву, рысь – зайца, но и заяц, и рысь преследуют одну цель – обеспечить свой организм веществом и, главное, энергией. Энергия в разных формах связывает все организмы на Земле друг с другом и со средой обитания.

Обучающиеся формулируют: ^ 1. ВСЁ СВЯЗАНО ВО ВСЁМ.

Учитель зачитывает: Второй закон Коммонера. Сейчас, в промышленной экологии разработано правило так называемого жизненного цикла вещей: давая согласие на выпуск какого-то продукта, общество должно ясно представлять, что будет с ним в дальнейшем, где закончится его существование и что придётся делать с его «останками». Ответ всегда один и тот же: надо наладить производство таким образом, чтобы отходы и «останки» одного промышленного производства стали сырьём для другого. Нередко проще приобрести новую машину, чем придумать, как избавиться от старой.

Обучающиеся формулируют: ^ 2. ВСЕ ДОЛЖНО КУДА-ТО ДЕВАТЬСЯ.

Учитель зачитывает: Третий закон говорит о том, что, пока нет абсолютно достоверной информации о механизмах и функциях природы, мы, подобно человеку, незнакомому с устройством часов, но желающему их починить, легко вредим природным системам, пытаясь их улучшить. Он призывает к предельной осторожности. Даже техника, созданная людьми не всегда подчиняется человеку. Природные же системы «сконструированы» по правилам, «цели» и «законы» которых не совпадают с нашими.

Обучающиеся формулируют: ^ 3. ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Учитель зачитывает: Четвертый закон вновь касается тех проблем, которые обобщает закон внутреннего динамического равновесия и закон развития природной системы за счет окружающей ее среды. Коммонер так разъясняет свой четвертый закон «...глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено. Платежа по этому векселю нельзя избежать: он может быть только отсрочен».

Обучающиеся формулируют: ^ 4. НИ ЧТО НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ.

Учитель: На протяжении всей истории человечества природа «мстила» людям за неправильное отношение к ней. Истощались запасы полезных ископаемых, сокращались леса, увеличивались пустыни. Трудно представить, что всё населенные пункты и промышленные объекты занимают меньше 3% площади Земли. Однако промышленность стала изменять, то, что изменять никак нельзя – потоки энергии, круговорот веществ, химический состав биосферы. И невозможно предсказать, как проявятся через тысячи и миллионы лет практически вечные эти вещества. Человечеству может аукнуться загрязнения околоземного пространства космической промышленностью. Надо находить способы хозяйствования и производства энергии, не нарушающие природные связи.

Подведение итогов урока.

Ребята! Вот и подошел к концу наш урок. Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое еще предстоит открыть. Мы с Вами должны думать и о том, что испачканные руки и лицо можно вымыть, а загрязнённую Землю и воздух «отмыть» невозможно.

Учитель биологии МБОУ ООШ №2:

Татьяна Александровна Сергеева

Похожие:

«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconГлавы муниципального образования городское поселение зеленоборский кандалакшского района
Законом Мурманской области от 26. 10. 2007 №898-01-змо «О противодействии коррупции в Мурманской области» и Постановлением Правительства...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconГлавы муниципального образования городское поселение зеленоборский кандалакшского района
Законом Мурманской области от 26. 10. 2007 №898-01-змо «О противодействии коррупции в Мурманской области» и Постановлением Правительства...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconНесовершеннолетних в государственные областные учреждения социального...
Правительства Мурманской области от 05. 03. 2011 №97-пп, пунктом 2 7 Положения о Министерстве труда и социального развития Мурманской...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconМурманской области прика з
Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление ветеранам труда Мурманской области компенсации в размере...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconЗакон мурманской области о социальном обслуживании населения в мурманской области
Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования в сфере социального обслуживания населения в Мурманской области
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconГ. Апатиты Мурманской области
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconПрограмма коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Участники регионального эксперимента по созданию в образовательных учреждениях Мурманской области модели инклюзивного образования...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconОтчет о результатах деятельности учреждения за 2012 год
Российской Федерации, Мурманской области полномочий Министерства труда и социального развития Мурманской области, финансовое обеспечение...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconМурманской области прика з
Об утверждении региональных базисных учебных планов для образовательных учреждений Мурманской области, реализующих основную общеобразовательную...
«Доклад Комитета экологии Мурманской области о состоянии окружающей среды за 2011-2012 годы», Красная книга Мурманской области iconАдминистративный регламент
Сертификат на региональный материнский (семейный) капитал – именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры социальной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница