Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для




НазваниеУрок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипУрок
Урок-практикум

Тема урока: Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста.
Цель урока: - Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ГИА по русскому языку: закрепить у учащихся навыки работы с текстом, повторить основные речеведческие понятия; продолжить подготовку к выполнению заданий части В.

- Развивать навыки анализа и общения, творческие способности учащихся;

- Воспитывать толерантность, интерес к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественными текстами.
Наглядность: презентация урока- практикума «Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам», портрет Н.В.Гоголя, высказывание В.Г. Белинского о Гоголе, толковый словарь, распечатки текстов, карточки с заданиями.

Методы и приёмы: Слово учителя, выразительное чтение, беседа, наблюдение, решение лингвистических задач, восстановление текста по схемам; обобщение, формулировка выводов; анализ текста.
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

-Я рада приветствовать вас. Нам сегодня на уроке-практикуме предстоит интересная и важная работа, которая поможет вам подготовиться к государственной итоговой аттестации.

Мы будем анализировать художественный фрагмент из повести Н.В. Гоголя, на основе которого разберём особенности строения текста, его лексики и синтаксиса.

^ Приём кластера.

Н.В. Гоголь. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это имя?

(Русский писатель 1-ой половины XIX века, Украина, «Мёртвые души», «Вий», «Старосветские помещики», «Ревизор», «Шинель»).

Кластер – последовательность, цепочка языковых элементов.

В этом году 1 апреля Россия, от Москвы до самых до окраин, отмечала замечательную дату – 200-лет со дня рождения Н.В. Гоголя. В каждой школе прошли мероприятия, посвящённые этому юбилею. Как сказал В.Г. Белинский, «Пушкин и Гоголь – вот поэты, о которых нельзя сказать: «Я уже читал!», но которых чем больше читаешь, тем больше приобретаешь». И в этом мы сегодня ещё раз убедимся, анализируя отрывок из его произведения.

- Запишите в своих тетрадях число, классная работа.

Орфоэпическая разминка.

1)Сколько звуков и букв содержится в имени писателя – Николай Васильевич Гоголь?

Для этого вам потребуется затранскребировать имя писателя. К доске пойдёт [_______________________________________ ]. Остальные ребята работают в тетрадях.

( )

2) Подсчитайте, каких согласных звуков (звонких и глухих) больше содержится в имени писателя. Распределите их в две колонки.


Звонкие


Глухие

н, л, й, в, л ,в, г, г, л


К, с, ч


-Итак, сколько звонких согласных? (9 звуков, из них 3 повторяющихся)

-Сколько глухих согласных? (3 звука)

- Ребята, так каких же звуков, звонких или глухих, содержится в имени писателя больше? (Звонких согласных).

Синтаксическая разминка.

-Решите синтаксическую задачу и узнаете цитату из книги Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Условие задачи: Дано несколько блоков, которые Вам надо расположить в определённом порядке, чтобы получилось исходное предложение.


Русь,


не так ли и ты,

что бойкая необгонимая тройка,


несёшься?


Известно, что схема предложения такова: [ _______ ,сравн. оборот…,===== ].

Для справок: Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка, несёшься?

-Запишите в тетради это предложение.

-Прочитаем выразительно это предложение. Объясните постановку знаков препинания в этом предложении? (Это простое предложение, потому что одна грамматическая основа ТЫ НЕСЁШЬСЯ; 1и 2 знаки выделяют обращение Русь, 2и 3 знаки, т.е. запятые, выделяют сравнительный оборот).

-Так и хочется продолжить цитату. РУСЬ, КУДА ЖЕ НЕСЁШЬСЯ ТЫ? ДАЙ ОТВЕТ. НЕ ДАЁТ ОТВЕТА.

Сегодня эти гоголевские строчки звучат актуально. Мы с надеждой ждём сказочного превращения нашей страны в чудесную прицу-тройку.
-^ А теперь, ребята, после разминки давайте запишем в тетрадях тему урока: Анализ отрывка из текста Н.В. Гоголя.

Работа с текстом.

А) Восстановление текста.

- Вам, ребята, предстоит проделать необычную работу: восстановить текст по схемам.

-Итак, перед вами карточка № 1 с заданием: опираясь на схемы, пронумеруйте правильно предложения, чтобы получился цельный текст. Работаем в карточках.

1.[ _______ ======= ].

2.[о, о…]

3.[ ===== __________ ].

4. [ ], (чтобы…).

5. [ ], [ ], (что..).

6.[ ]; [ ], (как бы…).

7. [ ], и [ ].


  1. Глянули звёзды.

  2. Последний день перед Рождеством прошёл.

  3. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.

  4. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

  5. Зимняя, ясная ночь наступила.

  6. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряжившихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.

  7. ^ Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.


- Что у вас получилось? Выразительно прочитайте текст.

-Ребята, узнали из какого произведения Н.В.Гоголя данный текст? («Ночь перед Рождеством». Добавьте в тетрадях в тему «Ночь перед Рождеством»).

-«Ночь перед Рождеством» -- это раннее романтическое произведение писателя в духе народной сказки.

-О чём говорится в тексте? (о рождественской ночи).

-Какова основная мысль данного отрывка? (колядовать и славить Христа).

Б) Следующий шаг в нашей работе -- задания, аналогичные ГИА (экзаменационным).

Экзамен, который вам предстоит сдать в конце года, состоит из нескольких частей, одна из которых – работа с тестами.

Перед вами карточка №2 с тестами. Вам нужно выбрать правильный ответ на вопрос. Работает самостоятельно 2 минуты.
Прочитаем задания к тестам и выбранные ответы.

1)Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Зачем месяц величаво поднялся на небо?»

А) Чтобы скрип мороза под сапогом слышался за полверсты.

Б) чтобы толпа парубков не показывалась под окнами хат.

^ В)чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Г) чтобы ведьма вместе с дымом поднялась верхом на метле.
2) К какому стилю и типу речи относится текст?

А) публицистический стиль; рассуждение.

Б) художественный стиль; описание.

В) публицистический стиль; повествование.

Г) художественный стиль; повествование.
-Объясните свой ответ? (художественный стиль, потому что )
- Каково значение слова колядовать в тексте?
-Внимание на экран. Прочитаем вслух определение этого слова из Толкового словаря Ожегова.

^ Колядовать – на Рождество, на святки, на Новый год: ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.

(С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка)

- Назовите ключевые слова в данном отрывке? (Рождество, ночь, звёзды, месяц, Христос, парубки..)

В отрывке из художественного произведения нам становится понятным образ Украины через пейзаж, юмор и веселье. У Гоголя мы отмечаем необыкновенную способность к словесной выразительности. В данном отрывке – скопление существительных, прилагательных, глаголов.

«Поля смыслов»

Возьмём слово МЕСЯЦ и выполним необычное задание: заполним «поля смыслов» – это карточка № 3. Внимательно смотрим на экран. В центре слово «Месяц», вверху – «слова-спутники» (ассоциации), внизу – «слова-родственники» (однокоренные слова), справа – «слова-друзья» (синонимы), слева – «слова-враги» (антонимы).

Работаем в карточках, советуясь с соседом или соседкой по парте.
-Итак, какие ассоциации у вас возникают со словом месяц? (Звёзды, ночь, темно, небо…)

- Назовите слова-родственники, т.е. однокоренные слова? (месячник, месячный, ежемесячно, ежемесячный, помесячно)

-Назовите « слова-друзья», т.е. синонимы, слова месяц?

(луна)

-Назовите «слова-враги», т.е. антонимы? (солнце)

-Молодцы! Вы показали хороший уровень информированности о слове МЕСЯЦ и систематизировали свои знания по теме «Лексика».
- А теперь решим лингвистические задачи по теме «Синтаксис». Повторим способы подчинительной связи в словосочетаниях, простые предложения с однородными членами и виды сложных предложений.

Лингвистическая задача №1

1)Замените словосочетание день перед Рождеством, построенное на основе упражнения, синонимичным словосочетание со связью согласование. Работаем в тетрадях.

(Рождественский день, потому что зависимое слово стоит в тех же формах, что и главное).
Линвистическая задача №2 «Волшебный квадрат».

Работаем в карточке № 4. В предложениях текста найдите однородные члены, связанные сочинительными союзами, и впишите их в квадрат.

^ Внимание! На экране эталон (образец).


Не то ясный, не то мрачный

В тишине и зное







Ответ:

^ Людям и миру

Колядовать и славить

Повалился и пошёл





Прочитаем выписанные однородные члены. Какими сочинительными союзами они связаны?

(Однородные члены…. в тексте связаны между собой сочинительным союзом И.)

Лингвистическая задача №3

- Какие виды сложных предложений нам встретились в тексте?

(ССП, СПП, Сложное с разными видами связи)

-Назовите № - ра СПП-ий? Определите виды придаточных? ( Месяц величаво….. – обстоятельственное цели; но зато так было тихо…. – обстоятельственное образа действия и степени как?)

-Укажите количество грамматических основ в предложении Месяц величаво…. ? (2)

-Найдите в тексте сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи. Прочитайте его.(Ещё бы…….)

-Из скольких частей оно состоит? (Из 3-х частей)

Вывод:

На примере данного отрывка мы убедились, что проза Н.В. Гоголя изобилует предложениями разных конструкций.

Литературное начинание Н.В. Гоголя было продолжено в русской классике. Через несколько дней после его смерти С.Т. Аксаков написал такие слова: «Умереть Гоголю вдруг нельзя: тело его предано земле, но дух вошёл в нашу жизнь, особенно в жизнь молодого поколения; забыт он никогда не будет…». Слова Аксакова стали, действительно, пророческими.
Домашнее задание. Найдите и запишите яркие высказывания о Н.В.Гоголе, о языке его произведений (3-4).
Рефлексия:

-Ребята, урок подошёл к концу. Пожалуйста, выберите из этого списка одно слово-глагол, чтобы выразить возникшее у вас на уроке отношение к языку произведения великого писателя Н.В. Гоголя?

(На экране слова-глаголы, выражающие состояние учащихся к слову писателя: узнал, горжусь, понял, влюбился, восхитился, растолковал, познакомился, обогатился, воодушивился, оценил, раскрыл, открыл, познал, отметил.)

Похожие:

Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconКонспект урока по теме: «Наука химия. Понятие о веществе.»
Цель урока: создать условия для развития мотивации к предмету, активизировать познавательную деятельность учащихся
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconУрок географии в 11 классе. Тема урока: Германия
Создать условия для формирования умений учащихся работать с картами, интернет ресурсами, для совершенствования языковых знаний
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconА. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconА. С. Пушкин «Руслан и Людмила» Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconТема урока: «Подросток как гражданин» Цель урока
Цель урока: Создать условия для осознания подростками социальной роли гражданина через усвоение понятий «гражданство», «гражданин»,...
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconУрок обобщения и систематизации знаний. Тема урока
Цель: Аппликатура должна способствовать свободному исполнению музыкального произведения
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconТема урока: «железо и его свойства»
Цель урока: Создать условия для изучения строения, нахождения в природе, получения, свойств и применения железа
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconУрока: умножение натуральных чисел цель урока
Цель урока: способствовать углублению знаний учащихся по теме урока на основе самостоятельно полученных знаний
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconТема «не с наречиями»
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению правила правописания не с наречиями на –о (-е)
Урок-практикум Тема урока: Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством». Анализ отрывка из текста. Цель урока : Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для iconУрок 38. Итоговый урок по теме «Русская равнина»
Тип урока: урок систематизации знаний, контроля за качеством усвоения знаний и умений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница