РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе для 8 класса.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В.Я.Коровиной «Литература 5-11 классы (Базовый уровень)- М: «Просвещение», 2008 г. и рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. ^ - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Анализ текста, при котором не нарушается особое настроение учащихся, возникающее при первом чтении, несомненно, трудная, но почетная задача. То же можно сказать и о формировании вдумчивого, талантливого читателя. «Счастлив учитель, которому удается легко и свободно перейти с учениками от простого чтения к чтению сознательному и вдумчивому, а отсюда — к изучению и анализу образцов художественной литературы без потери того наслаждения, которое дает человеку искусство». И еще: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель» (С. Я. Маршак. «Воспитание словом»). Школьники постепенно осознают не только роль книги в жизни писателя, но и роль диалога автора с читателем, его надежду на понимание читателями главного смысла и деталей текста художественного произведения. В 8 классе учащиеся владеют техникой чтения и более подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках следует уделять внимание активному чтению вслух и углублению толкования художественны произведений. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной. В программе соблюдена системная направленность. Эта идея и концентрический подход помогают учителю подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т. д. Программа 8 класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, объединенные одной проблемой – взаимосвязь литературы и истории На уроках важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить произведение, высказать свое развернутое, аргументированное суждение о прочитанном стихотворении, рассказе, романе, пьесе (может быть, увиденной в театре). В решении этой важной задачи особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства, к традициям внутри определенной литературной школы, направления, выявление литературных и общекультурных ассоциаций и аллюзий. Одним из признаков понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно поэтому формирование навыков выразительного чтения должно проводиться в продуманной системе: от осмысления содержания и прочтения строфы к выразительному чтению стихотворения в целом.
Также особое внимание важно обратить на совершенствование речи учащихся, систематически проводя работу со школьниками на уроках развития речи. Для этого могут быть использованы такие виды работы: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы. Слово учителя, которое звучит на любом уроке литературы, является не только информативным, направляющим, вдохновляющим на новую работу, но и образцом для будущего устного высказывания школьника. Программное и учебно-методическое обеспечение Программа
Программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной
Допущено Министерством образования и науки РФ 2010
Базовый учебник
Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008 Методическое обеспечение
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. - /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.
^ . Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2002»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
^ ., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.
Коровина В.Я. Литература: 8 кл.: Метод.советы/ В.Я Коровина, И.С.Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2002.
^ …: Кн. Для самостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995 Распределение часов по учебным темам
№п\п
| Разделы, темы
| Количество часов по программе
| I
| ^
| 1
| II
| Устное народное творчество (2 часа)
Русские народные песни: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки.
| 1
| Предания: «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…»
| 1
| III
| ^
«Жития Александра Невского»
|
1
| «Шемякин суд»
| 1
| IV
| ^
Денис Иванович Фонвизин. «Недоросль» (сцены).
| 3
| V
| ^
Иван Андреевич Крылов. Басни: «Лягушки, просящие царя», «Обоз».
| 2
| Кондратий Федорович Рылеев. «Смерть Ермака»
| 1
| Александр Сергеевич Пушкин. «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября», «История Пугачева» (отрывки), «Капитанская дочка», «Пиковая дама»
| 10
| Михаил Юрьевич Лермонтов. «Мцыри»
| 4
| Николай Васильевич Гоголь. «Ревизор», «Шинель»
| 8
| Михаил Евграфович Салтыков – Щедрин. «История одного города» (отрывок)
| 2
| Николай Семенович Лесков. «Старый гений»
| 1
| Лев Николаевич Толстой. «После бала»
| 4
| Антон Павлович Чехов. «О любви» (из трилогии)
| 2
| VI
| ^
Иван Алексеевич Бунин. «Кавказ»
| 1
|
| Александр Иванович Куприн. «Куст сирени»
| 2
| Александр Александрович Блок. «Россия», «На поле Куликовом»
| 2
| Сергей Александрович Есенин. «Пугачев»
| 2
| Михаил Андреевич Осоргин «Пенсне»
| 1
| Иван Сергеевич Шмелев. «Как я стал писателем»
| 2
| Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». М. Зощенко «История болезни»; Тэффи «Жизнь и воротник»
| 1
| Александр Трифонович Твардовский. «Василий Теркин»
| 3
| Андрей Платонович Платонов. «Возвращение»
| 1
| Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов
| 2
| Виктор Петрович Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»
| 1
| Русские поэты о Родине, родной природе
| 1
| VII
| ^
Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
| 2
| Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен)
| 2
| Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера»
| 1
| Вальтер Скотт. «Айвенго»
| 1
|
| Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе (1 час)
| 1
|
| Итого
| 68
| |