Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения




НазваниеКраткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения
страница1/3
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипКонспект
  1   2   3
Краткий конспект лекций

по использованию ЭСО в образовательном процессе


  1. Классификация электронных средств обучения


Высокотехнологичная среда учреждения образования включает:

  • компьютерную технику (компьютерные классы, персональные рабочие места для учащихся, электронные средства обучения);

  • единое информационно образовательное пространство, как учреждения образования так и в целом мировое;

  • современные технические средства, предназначенные для организации учебного предмета по всем предметам школьной программы;

  • использование систем дистанционного обучения с учетом специфики системы образования.

Современные технические средства, необходимые для осуществления качественного учебного процесса:

  • компьютерные классы;

  • мобильные мультимедийные комплексы для сопровождения учебно-методических мероприятий;

  • цифровая фото и видео техника;

  • интерактивные учебные доски;

  • электронные средства обучения.

Технологизация образовательного процесса с использованием современных технических средств обучения:

  • локальная сеть (проводная и беспроводная);

  • высокоскоростной доступ к сети Интернет;

  • спутниковая связь;

  • школьные медиатеки;

  • Интернет-киоски.

Использование презентационных средств:

  • проекторы;

  • интерактивные доски;

  • интерактивные приставки;

  • документ-камеры;

  • цифровые лаборатории;

  • цифровые микроскопы.

Использование цифровых развивающих сред:

  • лего-роботы и конструкторы;

  • цифровая лаборатория «Архимед».

Организация обучения детей с ограниченными возможностями:

  • сенсорные экраны;

  • брайлевский принтер;

  • брайлевский дисплей.

Классические противоречия традиционного процесса обучения:

  • активность преподавателя и пассивность ученика;

  • учебная программа рассчитана на среднего ученика;

  • недостаток индивидуального подхода к личности ученика;

  • информация представлена в абстрактно-логической форме;

  • ограниченность во времени и т.д. (Загвязинский В.И.)

Особенности обучения с применением ИТ:

  • активная позиция учащегося;

  • переход процесса познания из категории «учить» в категорию «изучать» какой-либо предмет осознанно и самостоятельно;

  • интерактивные связи с различными образовательными ресурсами (библиотеки, словари, энциклопедии) и образовательными сообществами (учителя, консультанты, партнеры);

  • информационная насыщенность и гибкость методики обучения с применением ИТ;

  • «погружение» обучающегося в особую информационную среду, которая наилучшим образом мотивирует и стимулирует процесс обучения.

Процесс обучения представляет собой два взаимосвязанных вида деятельности: преподавание (деятельность учителя) и учение (деятельность учащихся).

Эффективность этого процесса зависит от технологии - от искусства, мастерства и умения учителя воздействовать на процесс учения.

^ Электронное средство обучения - программно-методическое обеспечение для использования учащимися в образовательном процессе по конкретному предмету на всех этапах образовательного процесса. (Республиканская программа «Комплексная информатизация системы образования Республики Беларусь на 2007-2010 годы»/постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.03.2007 № 265)

Классификация электронных средств обучения:

  • Электронное издание – «оцифрованный текст»;

  • Электронный учебник – «оцифрованный учебник», содержит кроме текста, графических или видео изображений материалы для организации обучения (набор упражнений и заданий для формирования учебных умений и навыков);

  • программное средство учебного назначения;

  • электронный образовательный ресурс.

Программные средства по функциональному назначению подразделяются:

  • диагностические, тестовые программы;

  • инструментальные программные средства (ИПС);

  • предметно-ориентированные программные среды;

  • ПС, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

  • ПС, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

  • управляющие ПС;

  • учебные среды программирования;

  • ПС, обеспечивающие выполнение некоторых функций преподавателя;

  • ПС, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения и ведения делопроизводства;

  • сервисные программные средства, обеспечивающие комфортность работы пользователя;

  • игровые ПС.

Программные средств по методическому назначению подразделятся:

  • обучающие программные средства;

  • программные средства(системы)-тренажеры;

  • контролирующие программные средства;

  • информационно-поисковые программные системы, информационно-справочные программные средства;

  • имитационные программные средства;

  • моделирующие программные средства;

  • демонстрационные программные средства;

  • учебно-игровые программные средства;

  • досуговые программные средства.

К основным преимуществам электронных образовательных ресурсов относятся:

  • отсутствие содержательных и технических ограничений: полноценное использование новых педагогических инструментов - интерактива, мультимедиа, моделирования сочетается с возможностью распространения в глобальных компьютерных сетях;

  • возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;

  • неограниченный жизненный цикл системы: поскольку каждый учебный модуль автономен, а система открыта, является динамически расширяемым образовательным ресурсом, не требующим существенной переработки в целом при изменении содержательных или технических внешних условий.

^ Возможности использования электронных образовательных ресурсов:

  • использование информации, размещенной на учебных и научных Web-сайтах для подготовки учебно-методических материалов, рефератов, проектных работ;

  • возможность online коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания;

  • создание Web-сайта учебного курса и размещение его во всемирной паутине (дистанционное обучение);

  • размещение личных Web-сайтов преподавателей и учащихся, создание и участие в Интернет-проектах.




  1. ^ Методы и формы компьютерного обучения


Обучение – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной активности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения, нравственно-этических взглядов и убеждений. (Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич – Мн.: «Соврем. слово», 2005. – с.382 ).

Исходя из этого определения компьютерное обучение следует рассматривать как организацию процесса подготовки и передачи информации обучаемому с привлечением средств новых информационных технологий.

Учитывая то, что обучение в широком понимании–процесс управляемый, обучение с привлечением средств новых информационных технологий предоставляет широкие возможности для обучающих и обучаемых в предоставлении обратной информационной связи.

С появлением компьютера педагогические методики изменяются, т. е. процесс обучения рассматривается не как «перекачка» знаний (линейное построение взаимодействия учитель-ученик), а как процесс управления познавательной деятельностью ученика.

Компьютерное обучение позволяет, используя информационные ресурсы, электронные средства обучения, возможности телекоммуникаций создать определенную образовательную среду, в которой ученику будет предоставлена возможность для комплексного изучения того или иного явления, процесса. Это приводит к изменению содержания учебной деятельности, которая становится все более самостоятельной и творческой, способствует реализации индивидуального подхода в обучении. Резкий скачок в развитии компьютерной техники и программного обеспечения способствовал внедрению в учебный процесс таких технологий, как мультимедиа-технологии, Internet-технологии, а их правильное использование содействует комплексному развитию личности и способностей человека.

Высокотехнологичная образовательная среда:

  • ЭСО – электронные средства обучения

  • ТСО – технические средства обучения, сопрягаемые с компьютером

  • ИР – информационные ресурсы

  • Web – Интернет-технологии

  • ТК – телекоммуникации

  • УМ – учебный материал

Возможности представляемые компьютерным обучением

Реализация возможностей средств новых информационных технологий обусловливает введение в процесс обучения принципиально нового (по педагогическим возможностям) учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с компьютером, которое обеспечивает:

  • управление с помощью компьютера объектами реальной действительности (например, управление учебными роботами, имитирующими технические устройства и механизмы);

  • моделирование процессов и явлений, которые не могут демонстрированы в учебных условиях;

  • организация экспериментальной и лабораторной деятельности в рамках учебного предмета;

  • сбор, обработку и передачу информации о реально протекающем процессе;

  • автоматизацию процессов обработки результатов учебного эксперимента, в том числе учебной деятельности учащихся;

  • визуализацию в виде графиков, диаграмм (динамических, статических иллюстраций) изучаемых закономерностей;

  • графические построения (например, конструирование разнообразных графических форм с помощью графического планшета).

^ Возможности предоставляемые для развития личности:

  • развитие  интеллектуальной  сферы:  развитие мышления (познавательного, творческого),  памяти,  внимания,  качеств ума (сообразительность, гибкость, экономичность, самостоятельность), мыслительных  навыков (вычленение, сличение, анализ и пр.), познавательных умений (видеть противоречие, проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и пр.), умений  учиться,  формирование предметных знаний, умений, навыков;

  • развитие мотивационной сферы: формирование потребностей — в знаниях, в познании природы, общества, человека, закономерностей мышления и познания, потребности в овладении способами познания и преобразовательной деятельности, воспитание мотивов учения (познавательные интересы, смысл изучения предмета и пр.), мотивов достижения и др.;

  • развитие эмоциональной сферы: формирование необходимых навыков управления своими чувствами и эмоциональными состояниями, преодоление излишней тревожности, воспитание адекватной самооценки;

  • развитие волевой сферы: формирование целеустремленности, умения преодолевать мышечные и нервные напряжения, развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умений владеть собой, обучение знаниям как действовать, как планировать деятельность, как ее осуществлять и вести контроль без посторонней помощи;

  • формирование учебной деятельности в целом и основных ее компонентов: управление вниманием обучающихся — разъяснение им смысла предстоящей деятельности — актуализация необходимых потребностно-мотивационных состояний — стимулирование целеполагания — создание условий для успешного выполнения учащимися системы исполнительских действий — помощь и коррекция деятельности — оценивание процесса и результата учебной деятельности обучаемых.

Высокая эффективность компьютерного обучения достигается за счёт:

  • формирования навыков и умений самостоятельной деятельности учащихся;

  • интенсификации процесса обучения;

  • комплексного использования различных средств новых информационных технологий;

  • разнообразия форм учебной деятельности, способов реализации поставленных задач, скорости исполнения.

Под технологией понимается способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под руководством человека. (Смирнов С.А.)

Компьютерное обучение во многом представляет собой самостоятельный участок в структуре учебного процесса. В ходе данного вида обучения у учащихся формируются строго определенные (далеко не все) интеллектуальные операции, относящиеся к категории обязательных в соответствии с требованиями содержания обучения. (Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ. Высш. И сред. Уч. Заведений / под. Ред. С.А.Смирнова. -6-е изд.,переаб. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 152с.)

Селевко Г.К. выделяет три варианта компьютерного обучения:

  1. как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам, для отдельных дидактических задач).

  2. как основная, то есть определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

  3. как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера). (Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.)

^ Цели применения компьютерного обучения:

  • оперативность: выигрыш во времени при контроле учащихся и их диагностировании, выигрыш в тиражировании и предъявлении контрольных и самостоятельных работ  учащихся, обработка результатов  и  их  оперативное доведение до каждого обучающегося и т.п.;

  • по степени “охвата” учащихся в учебном процессе: возможность массового обучения на этапе актуализации опорных знаний и способов действий, на этапе отработки репродуктивных умений и навыков;

  • по реализации индивидуального подхода к учащимся: каждый работает с компьютером с учетом своего темпа и возможностей;

  • по степенимеханизации” педагогических операций: интенсификация работы учащегося  при подготовке лабораторных и практических работ, работа компьютера в режиме тренажера, репетитора, работа с компьютером над лекционным материалом, на лабораторно-практических занятиях.

Грицык В. А. выделяет следующие основные компоненты учебной деятельности при организации компьютерного обучения:

  1. учебная задача;

  2. система учебных действий;

  3. моделирование содержания объектов усвоения;

  4. преобразование модели;

  5. действия самооценки и контроля.

Модель компьютерного занятия как дидактическая система включает:

  • номенклатуру целей обучения знаниям и умениям, целей развития основных сфер человека, целей формирования учебной деятельности; 

  • характеристику содержания  учебного материала, критерии его отбора  для создания  программных  педагогических средств, связи программного материала с остальным содержанием  занятия;

  • характеристику  дидактической структуры  занятия;

  • мотивационное его обеспечение;

  • указания на формы связи деятельности преподавателя и применения компьютера и связанное с ним сочетание методов обучения.

Педагогическая эффективность компьютерного занятия зависит от ряда выше названных факторов и от того, на сколько  реализован замысел, представленный в его модели.
  1   2   3

Похожие:

Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconМетодические рекомендации по использованию эсо «Биология. 8 класс. Зоология»
Изучение в школе учебного предмета "Биология" только на вербальном уровне не создает должного представления об изучаемых объектах...
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconКакие правила электробезопасности необходимо соблюдать при использовании...
...
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconИнформация моу №78 по использованию возможностей музеев-заповедников...
Информация моу №78 по использованию возможностей музеев-заповедников и других учреждений культуры в образовательном процессе (гуманитарные...
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconПеречень учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных)...
Перечень учебников и учебных пособий, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2011-2012 учебный...
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconПеречень электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе

Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconМосковский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики...
Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс «Метрологическое обеспечение средств измерений»
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconКонспект лекций Новиков С. А. Административное право: Конспект лекций. М.: "Приор-издат"
Новиков С. А. Административное право: Конспект лекций. – М.: "Приор-издат", 2003. 128 с
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения icon1. Введение в базы данных. Автоматизированный банк данных. 9
Краткий конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образовании...
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconУтверждена
Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013...
Краткий конспект лекций по использованию эсо в образовательном процессе Классификация электронных средств обучения iconОбразования и науки российской федерации к использованию в образовательном...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница