Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии»
специальность 111801 «Ветеринария»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 04.09.2009 г. №326) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 111801 «Ветеринария».
Организация – разработчик Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»).
Разработчик:
Селиванова О.В. - преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»)
Рекомендована: Методическим советом Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум») в качестве рабочей программы учебной дисциплины «Основы микробиологии».
Заключение: Методического совета №_________от ____________2013г.
(основание: Протокол заседания Методического совета Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум») от «__»___________2013г. №____
Содержание
Паспорт программы учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии».
Результат усвоения программы учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии».
Структура и содержание учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии».
Условия реализации учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии».
Контроль и оценка результатов усвоения учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии».
Паспорт программы учебной дисциплины ОП 05. «Ветеринарная фармакология».
Область применения программы.
Программа учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 111801 «Ветеринария».
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательные дисциплины.
^
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- обеспечивать антисептические условия работы с биоматериалами;
- проводить микробиологические исследования и давать оценку полученным результатам;
- пользоваться микроскопической оптической техникой.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные группы микроорганизмов, их классификацию;
- значение микроорганизмов в природе, жизни человека и животных;
- микроскопические, культуральные и биохимические методы исследования;
- правила отбора, доставки и хранения биоматериала;
- методы стерилизации и дезинфекции;
- понятия патогенности и вирулентности;
- чувствительность микроорганизмов к антибиотикам;
- формы воздействия патогенных микроорганизмов на животных.
^
максимальная учебная нагрузка обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
лабораторные работы 32 часа,
самостоятельной работы обучающегося - 32 часа,
итоговая аттестация – экзамен.
Результат усвоения программы ОП 05. «Ветеринарная фармакология».
Результатом усвоения программы ОП 05. «Ветеринарная фармакология» являются общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды(подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Микроскопировать готовые мазки из культур микробов и мазки-отпечатки.
ПК 1.2. Проводить окраску мазков-отпечатков из органов трупа животного.
ПК 1.3.Изготавливать питательные среды.
ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.
ПК 2.2. Проводить микроскопические исследования и давать оценку полученным результатам.
ПК 2.3. Обеспечивать асептические условия работы с биоматериалами.
ПК 3.1. Пользоваться микроскопической оптической техникой.
Структура и содержание учебной дисциплины ОП 03. «Основы микробиологии».
Объем учебной дисциплины в виде учебной работы.
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 96
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 64
| в том числе:
лабораторные работы
| 32
| Практические занятия
| -
| Контрольные работы
| -
| Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| -
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| 32
| в том числе:
|
| Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| -
| Зарисовать основные формы бактерий.
Составление кроссвордов по теме: «Морфология микроорганизмов».
Подготовить доклады на темы: «Приспособление бактерий к условиям внешней среды», «Основные группы микроорганизмов».
Составить краткий опорный конспект по теме: «Лучистые, плесневые и дрожжевые грибы».
Подготовить доклад на тему: «Основные принципы культивирования бактерий».
Составление кроссвордов по физиологии микроорганизмов.
| 4
4
4
4
4
4
| Вид учебной работы
| Количество часов
| Составление реферата на тему: «Антибактериальные средства».
Составление краткого опорного конспекта по теме: «Устойчивость вирусов, их величина, фильтрация и суперцентрифугирование».
| 4
4
| Итоговая аттестация в форме
| Дифференцированный зачет
|
^
Коды общих и профессиональных компетенций
| Наименование разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины: «Основы микробиологии»
| Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)
| Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоя-тельная работа обучающегося
| Всего, часов
| В т.ч. лабораторные занятия и практические занятия, часов
| В т.ч.
курсовая работа (проект), часов
| Всего, часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ОК 1.
| Введение.
| 2
| 2
| -
| -
| -
| ОК 2. ПК 1.1,
ПК 1.2.
| Тема 1.Основы классификации и морфология микроорганизмов.
| 30
| 14
| 8
| -
| 16
| ОК 5. ПК 1.3, ПК 2.1.
| Тема 2. Физиология микроорганизмов.
| 20
| 12
| 8
| -
| 8
| ОК 4.
| Тема 3. Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Роль микроорганизмов в превращении веществ в природе.
| 10
| 10
| -
| -
| -
| ОК 6. ПК 2.2, ПК 2.3.
| Тема 4. Экология микроорганизмов. Влияние внешних условий на микроорганизмы.
| 6
| 2
| -
| -
| 4
| Коды общих и профессиональных компетенций
| Наименование разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины: «Основы микробиологии»
| Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)
| Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
| Самостоя-тельная работа обучающегося
| Всего, часов
| В т.ч. лабораторные занятия и практические занятия, часов
| В т.ч.
курсовая работа (проект), часов
| Всего, часов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ОК 9. ПК 3.1.
| Тема 5. Основы учения о вирусах.
| 16
| 12
| 4
| -
| 4
|
| Итого:
| 96
| 64
| 32
| -
| 32
|
^
Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Введение.
| Студент должен знать:
-значение, задачи, содержание, методику изучения и связь с другими дисциплинами.
| Значение дисциплины, задачи, содержание, методика изучения и связь с другими дисциплинами учебного плана. Краткая история развития микробиологии.
| 2
| 1
| Тема 1. Основы классификации и морфология микроорга-низмов.
| Студент должен знать:
-основы классификации и морфологию микроорганизмов;
уметь:
-изготавливать, окрашивать и микроскопировать готовые мазки из культур микробов и мазки-отпечатки
| Принципы классификации микроорганизмов. Основные группы микроорганизмов. Морфология и полиморфизм бактерий. Приспособление бактерий к условиям внешней среды. Капсуло- и спорообразование, их биологическое значение.
Морфология патогенных грибов. Лучистые, плесневые и дрожжевые грибы.
Общее понятие о риккетсиях. Морфология, сходство и отличие риккетсий от вирусов и бактерий. Общее понятие о микоплазмах. Морфология, сходство и отличие микоплазм от вирусов и бактерий. Общее понятие о хламидиях.
| 2
2
2
| 1
1
1
| Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| из органов трупа;
-окрашивать мазки спор и капсул.
| Роль электронной и люминесцентной микроскопии в микробиологии.
^
Основные правила работы с микроскопом.
Лабораторная работа №2.
Изучение требований безопасности при работе с инфицированным материалом и больными животными.
Лабораторная работа №3.
Микроскопирование готовых мазков –отпечатков из органов трупа.
Лабораторная работа №4.
Изготовление, окрашивание мазков по Граму.
^
Зарисовать основные формы бактерий.
Самостоятельная работа.
Составление кроссвордов по теме: «Морфология микроорганизмов».
| 2
2
2
2
4
4
| 2
2
2
2
3
3
| Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
| ^
Подготовить доклады на темы: «Приспособление бактерий к условиям внешней среды», «Основные группы микроорганизмов».
Самостоятельная работа.
Составить краткий опорный конспект по теме: «Лучистые, плесневые и дрожжевые грибы».
| 4
4
| 3
3
| Тема 2. Физиология микроорганизмов.
| Студент должен знать:
-физиологию микроорганизмов;
уметь:
-приготавливать простые питательные среды, определять рН среды, пользоваться различной лабораторной аппаратурой, подготавливать и
| Питание микробов. Деление микробов по типам питания. Роль реакции среды в питании микробов. Дыхание микробов. Ферменты микробов. Роль ферментов в жизненных проявлениях клетки. Свойства и классификация ферментов. Значение микробной ферментации для промышленности и ветеринарии.
Экзотоксины и эндотоксины. Термогенные бактерии. Образование пигмента. Рост и размножение микробов. Типы деления у различных групп микробов. Быстрота деления и зависимость её от условий внешней среды. Основные принципы культивирования бактерий.
^
Приготовление простых питательных сред.
| 2
2
2
| 1
1
2
| Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| стерилизовать лабораторную посуду, инструменты и питательные среды.
| ^
Изучение лабораторной аппаратуры и правила пользования ею.
Самостоятельная работа.
Подготовить доклад на тему: «Основные принципы культивирования бактерий».
^
Составление кроссвордов по физиологии микроорганизмов.
| 2
4
4
| 2
3
3
| Тема 3. Наследственность и изменчи-вость микроорганизмов. Роль микробов в превраще-нии веществ в природе.
| Студент должен знать:
-учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов, роль микробов в превращении веществ в природе.
| Учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов. Понятие о внехромосомной наследственности. Диссоциация микроорганизмов. Формы изменчивости.
Практическое значение изменчивости микробов в диагностике, специфической профилактике и терапии инфекционных болезней. Понятие о генной инженерии.
Превращение веществ в природе и участие в этом процессе микроорганизмов. Превращение азота. Гниение и тление. Распад мочевины. Нитрификация. Денитрификация.
| 2
2
2
| 1
1
1
| Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
| Усвоение атмосферного азота. Практическое значение данных процессов для сельского хозяйства. Превращение углерода. Понятие и виды брожения. Практическое значение и применение процессов брожения в сельском хозяйстве.
Ацидофильная бульонная и пропионово-ацидофильная бульонная культура. Применение процессов микробного брожения в промышленности. Роль микроорганизмов в превращениях фосфора, железа, серы.
| 2
2
| 1
1
| Тема 4. Экология микроорганизмов. Влияние внешних условий на микроорга-низмы.
| Студент должен знать:
-экологию микроорганизмов и влияние на них внешних условий;
уметь:
-проводить посев и пересев микробов на питательные среды, выделять чистые культуры, исследовать
| Распространение микробов в природе. Микрофлора почвы, воды, воздуха. Нормальная микрофлора организма животного. Влияние на микроорганизмы внешних факторов. Понятие о стерилизации, пастеризации, дезинфекции, асептике, антисептике.
^
Чувствительность микроорганизмов к антибиотикам.
Лабораторная работа №8.
Техника посева бактерий и их исследования.
| 2
4
2
| 1
2
2
| Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
| микроорганизмы на подвижность, чувствительность к антибиотикам.
| ^
Вскрытие и исследование лабораторных животных.
Лабораторная работа №10.
Методы стерилизации и дезинфекции.
Самостоятельная работа.
Составление реферата на тему: «Антибактериальные средства».
| 4
2
4
| 2
2
3
| Тема 5. Основы учения о вирусах.
| Студент должен знать:
-основы учения о вирусах;
уметь:
-культивировать вирусы в куриных эмбрионах и в культуре клеток куриных фибробластов.
| Понятие о вирусах. Основные принципы классификации вирусов.
Отличие вирусов от других микроорганизмов. Морфология вирусов, их величина, фильтрация и суперцентрифугирование.
Внутриклеточные тельца-включения. Очистка и концентрирование вирусов. Устойчивость вирусов к различным физическим и химическим факторам.
| 2
2
2
| 1
1
1
| Наименование разделов и тем
| Содержание обучения по дисциплине
| Количество часов
| Уровень усвоения
| Знать, уметь
| Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
| Культивирование вирусов в культурах тканей и куриных эмбрионах. Патогенные свойства вирусов. Вирусологическое исследование.
^
Культивирование вирусов в куриных эмбрионах.
Лабораторная работа №2.
Культивирование вирусов в культуре клеток куриных фибробластов.
^
Составление краткого конспекта по теме: «Устойчивость вирусов, их величина, фильтрация и суперцентрифугирование».
| 2
2
2
4
| 1
2
2
3
| Итого:
|
|
| 96
|
|
^
(Учебная практика)
-
Наименование тем.
| Содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено).
| Количество часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 1. Работа с микроскопом и его устройство.
| ^
- рассматривание микроскопа в собранном виде;
- знакомство с техникой работы при микробиологических исследованиях.
Учебная практика.
- изучение оптической части микроскопа;
- изучение механической части микроскопа;
^
- электронная микроскопия.
| 2
2
2
| 2,3
2,3
2,3
| Тема 2. Приготовление препаратов (мазков) и окраска их простым и сложными методами.
| ^
- приготовление мазков, мазков-отпечатков из органов трупа животного.
Учебная практика.
- простой метод окраски мазков.
^
- сложные методы окраски мазков.
| 2
2
2
| 2,3
2,3
2,3
| Наименование тем.
| Содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрено).
| Количество часов
| Уровень усвоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Тема 3. Приготовление питательных сред для выращивания микробов и методы стерилизации.
| ^
- приготовление мясной воды, мясо-пептонного бульона, мясо-пептонного агара.
Учебная практика.
- приготовление мясо-пептонного желатина, бобового отвара.
^
-стерилизация обжиганием на пламени, кипячением, насыщенным паром под давлением.
| 2
2
2
| 2,3
2,3
2,3
| Итого:
|
| 18
|
| |