Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка




НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
Приложение 3

к приказу по школе

от 12.11.2012 № 205/2
Программа

психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Пояснительная записка.

1.1. Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), позволяет определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ОВЗ в принципиально новых условиях, когда результатом освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из её образовательного пространства. Необходимо отметить, что ФГОС позволяет организовать обучение детей с учётом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития и оценить полученные результаты. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребёнка, можно открыть ему путь к общему образованию. Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоровительной работы с детьми, а именно комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с ОВЗ. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системный подход. Ведущей идеей сопровождения является понимание специалистами необходимости самостоятельности ребенка в решении его проблем развития. В рамках этой идеологии могут быть выделены концептуальные следствия сопровождения которые включают:
во-первых, систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения;

во-вторых, создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;

в-третьих,создание специальных психолого-педагогических и медико-социальных условий для оказания помощи семьям и детям с особыми образовательными потребностями.

1.2.В МБОУ «Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа» Ковровского района обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Обучаются эти дети инклюзивно, т. е. обучение детей с ОВЗ ведется в общеобразовательном классе или осуществляется индивидуально на дому. В связи с этим необходимо обеспечить психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ОВЗ на протяжении всего периода их обучения. Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важным является максимальное развитие потенциальных возможностей ребенка и успешная интеграция его в обществе. Поэтому родителям необходимо своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в том числе социально-психологическая по преодолению их отчужденности в обществе.

1.3.Настоящая программа психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ составлена в соответствии с Конвенцией о правах ребенка от 20.11.1959г., законами РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), от 24.11.1995г. №181-фз «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальным образованием)» (принят Государственной думой 02.06.1999г.), Семейного кодекса РФ 1995г., письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»,
2.Цель и задачи программы:

2.1.Цель программы ППМС сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в учебно-воспитательном процессе является поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала детей с ОВЗ с приоритетностью подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
2.2.Задачи

- выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка (на уровне школьного психолого-педагогического консилиума);

- комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ;

- составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной);

- психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности;· формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;

- оценка эффективности обучения и сопровождения обучающихся с ОВЗ по программе, рекомендованной ВК, ПМПК.

^ 3.Участники программы: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-психолог, медицинский работник, классный руководитель, учителя-предметники, родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

^ 4.Формы взаимодействия участников сопровождения:
- Совместное обследование учащихся.
- Семинары-практикумы.
- Педагогические советы, заседания круглых столов, творческих групп, конференции.

- Заседания ПМПк.

- Выступления на родительских собраниях.

- Выступления на методических объединениях для учителей.

- Проведение индивидуальных консультаций, бесед.

- Взаимопосещение и анализ занятий

- Анкетирование, деловые игры, мастер-классы.

- Обзоры специальной литературы.

- Пропаганда в СМИ.

^ 5.Ресурсы программы

Источник

Виды ресурсов

информационные

кадровые

материально-технические

Собственные

Сайт школы, школьная локальная сеть, методический комплекс для организации сопровождения учебно-воспитательного процесса у детей с ОВЗ. Результаты школьного психолого-педагогического консилиума.

Совет школы.

Органы школьного самоуправления .Классные руководители. Учителя-предметники. Специалисты службы ППМС сопровождения. Воспитательная служба.

Школьные помещения

Привлеченные



Специалисты организаций, учреждений города. Специалисты объединений дополнительного образования. Специалисты ПМПК.

Выход в другие учреждения

^ 6.Этапы и сроки реализации программы

1.Этап подготовительный (май — август).

Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи школьного ПМПк. Обсуждение специалистами по сопровождению с участниками образовательного процесса возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Социальный патронаж. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей. Взаимодействие с муниципальными государственными органами и учреждениями в разработке программ, планов по сопровождению.

^ Промежуточные результаты:

1. Изучение документации (диагностических протоколов, речевых карт, индивидуальной карты реабилитации обучающегося, социального паспорта семьи, медицинской карты).

- Разработка индивидуальной программы сопровождения.

- Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса.

- Повышение качества комплексных мероприятий;

- Пополнение информационно-методического банка образовательных технологий, методик, методов и приёмов обучения, рекомендуемых к использованию при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2^ . Этап основной (в течение года).
-Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ВК, ПМПК для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

-Реализация комплексного сопровождения ребенка.

-Проведение углубленного медицинского осмотра.

-Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка.

-Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. -Содействие в организации санаторно — курортного лечения, посещения пришкольного оздоровительного лагеря.

- Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям.

-Повышение уровня родительской компетентности и активизации роли родителей в воспитании и обучении ребенка. Информирование родителей об особенностях развития ребёнка, о возможностях взаимодействия с другими социальными институтами или общественными организациями.

^ Промежуточные результаты:

- Успешная социально-психологическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде, социуме, повышение уровня толерантности социума;

- Расширение участия детей с ОВЗ в муниципальных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, проектах, акциях.

- Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

- Активное включение детей и родителей в проведение традиционных праздников, школьных мероприятий, в работу родительского комитета.

^ 3. Этап аналитико-обобщающий (декабрь, май).

Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития учащихся на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.

^ Промежуточные результаты:

- Анализ результатов деятельности специалистов по работе с детьми, имеющими ОВЗ.

- Перспективное планирование.

-Корректировка программы.
Формы работы специалистов ППМС сопровождения
· Профилактические и просветительские беседы.· Индивидуальные и групповые занятия с элементами тренинга, ролевые игры.· Консультирование участников образовательного процесса.· Наблюдение за детьми на уроках и во внеурочное время. Диагностика, семинары, консилиумы, предметные недели диспуты, акции, викторины, олимпиады.
- Оформление тематических стендов. Выпуск буклетов, памяток, информационных листов.— Оформление информационных страничек на школьном сайте.
^ 7.СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ:

1. Психологический блок




Психологический блок

Цель:

Создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье). Ответственный: Педагог-психолог.




Диагностическое

1.

Ранняя диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.




2.

Изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка.

3.

Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.

4.

Изучение условий семейного воспитания ребёнка.

5.

Изучение уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

6.

Системный разносторонний контроль над уровнем и динамикой развития ребёнка.




Коррекционное

1.

Разработка индивидуальной программы сопровождения. Выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.




2.

Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

Развивающее

1.

Развитие моторики, графо-моторных навыков, тактильно-двигательного восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.




2.

Развитие универсальных учебных действий.

Консультационное

1.

Разработка рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися для всех участников образовательного процесса.


2.

Консультирование педагогов по результатам диагностики, по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися.

3.

Помощь родителям в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

4.

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков необходимых в преодолении трудностей общения, обучения.

5.

Содействие в выборе будущей профессии.







Похожие:

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconПравила приема детей с ограниченными возможностями здоровья определяется...
Настоящее положение регулирует деятельность отдела психолого-педагогической помощи (именуемого в дальнейшем отдел ппп) мбоу усош...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме муниципального дошкольного...
Целью пмпк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения детей-инвалидов, воспитанников...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconПояснительная записка Терминологический словарь
Основные положения Модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка icon«Проблемы и перспективы образовательной и социально-психологической...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconК проблеме психолого-педагогического сопровождения в образовательной среде
Аннотация. В настоящей статье рассматривается понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения, представлены подходы к...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconКоррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников...
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconI. Пояснительная записка. Концепция программы
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconПояснительная записка статус документа
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану на 2013– 2014 учебный год...
Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями...
Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница