Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение»




НазваниеПрограмма по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение»
Дата публикации17.10.2016
Размер9.76 Kb.
ТипПрограмма
dopoln.ru > Право > Программа
Министерство культуры Российской Федерации

Министерство образования Республики Башкортостан

Уфимская государственная академия искусств

Лаборатория музыкальной семантики

Кафедра теории музыки и композиции

Шаймухаметова Л. Н.
ПРОГРАММА

по курсу

«Современные музыкально-педагогические системы»

для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение»


Уфа 2003


Уфимская государственная академия искусств

Лаборатория музыкальной семантики

Кафедра теории музыки и композиции


Составитель - доктор искусствоведения,

профессор Шаймухаметова Л. Н.

Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан.

Печатается по решению научно-методического совета УГАИ

©Шаймухаметова Л. Н., составитель, 2003. ©Уфимская государственная академия искусств, 2003 ©Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2003


От составителя
В комплексной специальности «Музыковедение» важнейшей составляющей является педагогическая деятельность, причем, практика нацеливает будущего специалиста на преподавание в различных звеньях образовательной системы – от ДМШ до вуза. Современные условия требуют от него гибкой профессиональной ориентации и мобильности в решении творческих вопросов в проблемных ситуациях. Современный музыковед должен не только владеть конкретными методиками обучения теоретическим предметам музыкантов разных специальностей (профилизацией), но также знать и уметь грамотно применять инновационные технологии , ориентироваться в сложных перипетиях музыкально-образовательного процесса с его различными и часто противоречивыми тенденциями. Среди меняющихся и обновляющихся программ и образовательных технологий важно суметь занять четкую и устойчивую профессиональную позицию, осуществить выбор новых результативных направлений в науке и педагогике.

Настоящая программа представляет собой авторский курс, который преследует две основные цели: 1) дать академическую информацию об основных проблемах современного образовательного процесса: преемственности обучения в системе «ДМШ-ССУЗ-ВУЗ», профилизации преподавания музыкально-теоретических дисциплин, изложения сведений о зарубежном и отечественном опыте построения музыкально-педагогических систем; 2) познакомить студентов с опытом работы Лаборатории музыкальной семантики Уфимской государственной академии искусств и ее научно-методическими разработками в русле теории музыкального содержания и практической семантики (инновационные технологии, программы, учебные пособия).

Курс имеет практическую направленность на конкретные алгоритмы действий в условиях межпредметных связей, проблемных ситуаций и связан с освоением методик проведения ролевых игр в различных звеньях образовательного процесса – от ДМШ до ВУЗа.

Курс обеспечен учебно-методическими материалами в виде изданий лаборатории, большинство из которых имеют грифы министерств РФ и РБ и используются в учебном процессе образовательных учреждений России, а также за рубежом (Германия, Австрия, Польша, США, Великобритания).
^ Тематический план курса




п/п Наименование темы

Кол-во часов

1.Современные тенденции развития отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Профессиональные образовательные системы (ДМШ-ССУЗ-ВУЗ): практика и теория, проблемы и перспективы: практика и теория, проблемы и перспективы.

2

2. Инноватика в профессиональном музыкальном образовании. Современные педагогические технологии и их прикладное применение

2

3. Теория музыкального содержания и практическая семантика как путь инновационного развития современных музыкально-педагогических систем.

2

4. Теория музыкального содержания и ее роль в разработке инновационных программ.

2

5. Семинар

2

6.Музыкальный текст и исполнитель как проблема практической семантики.



2

7.Семинар.

2

8. Проблемные ситуации и ролевые игры в работе над текстами клавирных произведений в классе фортепиано. Интонационные этюды как форма обучения


2

9. Диалоги-этюды и ролевые игры в работе с клавирным текстом барокко


2

10. Сюжетные виды музыкального диалога в работе с фрагментами классических произведений разных стилей


2

11. Инновационные методы и формы педагогической работы на уроках сольфеджио (разработки лаборатории)


2

12. Семинар

2

13. Из зарубежного опыта построения образовательных систем. Система музыкального воспитания К. Орфа и ее традиции в современном образовательном процессе


2

14. Концепция музыкального воспитания З. Кодая

2

15. Семинар

2

16. Система ритмического воспитания Ж. Далькроза и проблемы преподавания предмета «Ритмика» в России и за рубежом.


2

17. Система общего музыкального воспитания

Дм. Кабалевского.


2

18. Семинар

2

Всего



36 ч.

^ Краткое содержание курса
Тема 1. Современные тенденции развития отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Профессиональные образовательные системы (ДМШ-ССУЗ-ВУЗ): практика и теория, проблемы и перспективы.

Общая характеристика отдельных звеньев образовательной системы. Особенности начального музыкального образования: проблемы эстетического воспитания, современные формы организации учебного процесса (межпредметные связи, проблемные ситуации, ролевые игры). Признаки и критерии оценки действующей модели ДМШ, пути совершенствования.

Музыкальные ССУЗы и их роль в профессиональном обучении. Музыкально-теоретические дисциплины в среднем звене профессионального образования. Концепция «Музыкальный язык- речь-мышление» и ее роль в воспитательном и образовательном процессе. Проблемы преодоления узкограмматической ориентации в обучении.

ВУЗовская модель обучения. Госстандарты и модель специалиста. Проблемы профилизации в преподавании музыкально-теоретических дисциплин, авторские программы и альтернативные методики.

Педагог-исследователь – современная модель специалиста-музыковеда. Новые специализации музыковеда, академическая и прикладная направленность деятельности.

Проблемы интенсификации и оптимизации учебного процесса в современном музыкальном ВУЗе.

Западные модели профессионального обучения.

Проблема преемственности и непрерывности образования музыканта: современные концепции и эксперименты.
Литература


  1. Баренбойм Л. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века // Сов. Музыка.-1971.№ 8.- С. 96-111.

  2. Ражников В. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии.- 1988. № 1.-С. 33-41.

  3. Берлянчик М., Иванов А. Концепция профессиональной фундаментализации начального музыкального образования // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Межв. Сб. статей. Вып. 2 Магнитогорск, 1997. – С. 194.

  4. Проблемы и перспективы развития начального художественного образования. Тезисы и материалы научно-практич. конференции 31 октября – 3 ноября 2001 г. –Магнитогорск-Челябинск, 2001.

  5. Ражников В. Искусство как творчество // Сов. Музыка. - 1972. № 2.

  6. Берлянчик М. Воспитание музыканта-исполнителя: проблема преемственности // Проблемы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя. Сб. тр. Новосибирской гос. конс. им. Глинки: М.-Новосибирск, 1984.

  7. Кулагин П. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.,1980.

  8. Максимова В. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения.- М., 1984.

  9. Авратинер В. Принципы дидактики и их применение в музыкальной педагогике // Методические материалы по педагогике.-Вып. 1.-М.,1969.- С. 3-22.

  10. Занков Л. Дидактика и жизнь ( о принципах развивающего обучения).- М.,1968.

  11. Абдуллин Э. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. Уч. пособие.- М: Прометей, 1990.

  12. Фролкин В. Традиционные и новаторские черты современных музыкально-педагогических систем // Художественное воспитание подрастающего поколения: проблемы и перспективы. Сб. тр. Новосибирской гос. консерватории./ Сост. и отв. ред. М. Берлянчик.- Новосибирск, 1989.- С. 59-75.

  13. Смирнов Б. Начальное музыкальное образование в фактах и цифрах // Проблемы и перспективы развития начального художественного образования / Тезисы и материалы науч.-практ. конференции 31 октября – 3 ноября 2001 г. –Магнитогорск-Челябинск, 2001. – С. 20-29.

  14. Берлянчик М. Начальное художественное образование в школе искусств: Тенденции и пути обновления // Проблемы и перспективы развития начального художественного образования / Тезисы и материалы науч.-практ. конференции 31 октября – 3 ноября 2001 г. –Магнитогорск-Челябинск, 2001.- С. 29-36.

  15. Берлянчик М. О развитии интонационного слуха исполнителя ( к проблеме межпредметных связей) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Сб. науч. тр.-Л.,1987.- С. 20-43.

  16. Хабирова С. К проблеме профилизации теоретических дисциплин на дирижерско-хоровом отделении вуза // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе. Сб. тр.: РАМ им. Гнесиных.- Вып. 125 Отв. ред.-составители Рагс Ю, Шаймухаметова Л.-М.,1993.-С. 136-143.

  17. Виноградов Г. Проблемы совершенствования музыкально-теоретической подготовки вокалиста (к вопросу создания комплексного курса) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Сб. науч. тр. – Л.,1987.- С. 44-56.

  18. Оськина С., Парнес Д. Прививать практические навыки // Сов. музыка.-1982 № 7.- С. 72-74.

  19. Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. музыка.- 1982.- № 7.- С. 63-68.

  20. Цибизова Л. Активизация межпредметных связей в начальном периоде обучения – необходимое условие развития навыка чтения с листа //Современные тенденции в организации высшего музыкального образования. Сб. тр.: ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 93.-.М.,1987. С. 142-159.

  21. Бычков Ю. О системном характере учебного процесса на историко-теоретических факультетах //Современные тенденции в организации высшего музыкального образования.Сб тр.: ГМПИ им. Гнесиных.Вып. 93.М.,1987. С.С. 30-38.

  22. Енько Т. Некоторые тенденции преподавания сольфеджио в вузе //Современные тенденции в организации высшего музыкального образования.// Сб. тр.: ГМПИ им. Гнесиных. М.,1987. С. 56-68.


Тема 2. Инноватика в профессиональном музыкальном образовании. Современные педагогические технологии и их прикладное применение.

Понятие инноватики, определение ее как системного понятия. Педагогические технологии, их отличие от понятий методика, методология, педагогическая система. Три уровня употребления понятия в образовательной практике: 1) общепедагогический (общедидактический);

2) частнометодический (предметный); 3) локальный (отдельные части учебно-воспитательного процесса).

Критерии технологичности (основные методологические требования к технологии): концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Методики и технологии в музыкальном образовании. Принципы разработки технологий. Образцы применения.

Литература:

  1. Шаймухаметова Л. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы I Российской научно-практической конференции 4-5 декабря 2000 г. – Москва.- Москва- Уфа, 2002. – С. 84-101.

  2. Тараева Г. Интерпретация как учебная дисциплина в вузе // Сов. Музыка –1982. - № 8.- С. 63-68.

  3. Кузнецова Н. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И. С. Баха в классе фортепиано.- Методическая разработка.- Уфа, 2001 .

  4. Шаймухаметова Л., Юсуфбаева Г. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию.- Уфа, 1998.


Тема 3. Теория музыкального содержания и практическая семантика как путь инновационного развития современных музыкально-педагогических систем.

Теория музыкального содержания как направление отечественной музыкальной науки. Научные идеи и концептуальная база анализа музыкального содержания: музыка как вид искусства (В. Холопова), теоретические основы музыкального содержания (В. Холопова, Л. Казанцева, М. Карпычев, Ю. Кудряшов), теория музыкального текста (М. Арановский, Л. Акопян), теория семантического анализа и этимологии значений музыкальной темы (Л. Шаймухаметова, Г. Тараева, И. Барсова).

Проблемы музыкальной семантики в научных исследованиях, исполнительстве и педагогике. Смысловая организация текста инструментального и вокального произведения. «Музыкальный текст и исполнитель» как исследовательская и научно-методическая проблема. Авторский текст и исполнитель, проблемы интерпретации. Техника семантического анализа как способ расшифровки смысловых структур музыкального текста.

Литература

  1. Холопова В. Музыка как вид искусства: Уч. пособие.- СПб.: «Лань», 1999.

  2. Холопова В. Музыкальное содержание: зов культуры – наука – педагогика // Музыкальная академия. – 2001. № 2. – С. 34-41.

  3. Холопова В. Специальное и неспециальное музыкальное содержание.- М.: ПРЕСТ, 2002.

  4. Холопова В. Три стороны музыкального содержания // Музыкальное содержание: Наука и педагогика: Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. / МГК им. П. И. Чайковского.- Москва-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С.55-76.

См. также вступит. статью составителя.

  1. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания: Уч. пособие.-Астрахань,ИПЦ «Факел», 2001.

  2. Казанцева Л. Анализ музыкального содержания. Методическое пособие.Изд-во Астраханской гос. консерватории.- Астрахань, 2002.

  3. Казанцева Л. Анализ музыкального содержания: вопросы методологии (в споре с гипотетическими оппонентами) // Музыкальное содержание: Наука и педагогика: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. /Отв. ред.составитель Л. П. Казанцева.- Астрахань:ГУП ИПК «Волга», С. 20-35.Уч. пособие

  4. Казанцева Л. Автор в музыкальном содержании: Монография / РАМ им. Гнесиных. – М.,1998.

  5. Казанцева Л. Музыкальный портрет. М.:НТЦ Консерватория, 1995.

10. Казанцева Л. Тема как категория музыкального содержания.- Муз. академия. – 2002. - № 1.- С. 131-139.

  1. Кудряшов А.

  2. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. – М.: Композитор, 1998.

  3. Тараева Г. Проблемы музыкальной семантики. – Вып. 2 // Музыка, Обзорная информация. – Гос. библ. им. В. И. Ленина, 1988.

  4. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических свяей. – М.,1999.

  5. Шаймухаметова Л. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Исследование. – М.: Гос. институт искусствознания ,1999.


Тема 4. Теория музыкального содержания и ее роль в разработке инновационных программ.

Инновационные авторские программы и их учебно-методическое обеспечение по предметам «Музыкальное содержание», «Основы музыкального интонирования», «Музицирование и импровизация», «Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин».

Практическая семантика как способ адаптации научных концепций к образовательному процессу различных звеньев системы (ДМШ, ССУЗ, ВУЗ).

Литература

  1. Теория музыкального содержания. Программа-конспект для историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. Составитель профессор Л. П. Казанцева.- Астрахань, 2001.

  2. Теория музыкального содержания. Программа для музыкальных училищ . Сост. профессор Л. П. Казанцева. – Астрахань, 2001.

  3. Музыкальное содержание. Программа для ДМШ и ДШИ. Сост. профессор Казанцева Л. П., преподаватель Максакова В. С.- Астрахань, 2001.

  4. Основы музыкального интонирования. Программа-конспект для студентов фортепианных отделений музыкальных вузов. Изд.-е второе. Сост. профессор Л. Н. Шаймухаметова.- Уфа: РИЦ УГАИ, 2003.

  5. Программа по курсу «Интерпретация музыкального текста» для студентов музыкальных вузов специальности «Инструментальное исполнительство» (фортепиано). Сост. профессор В. А. Шуранов.-Уфа, 2002.

Кудряшов Андрей Юрьевич ?

Холопова Валентина Николаевна ?

Есть ли программы и какие ?

Тема 5. Семинар

Тема 6. Музыкальный текст и исполнитель как проблема практической семантики.

Понятия нотного и музыкального текста. Содержательные категории исполнительского анализа: идея, тема, сюжет, герой, персонаж, образ, драматургия музыкального произведения и их разработка в теории музыкального содержания. Проблема расшифровки смысловых структур музыкального текста. Термины и понятия семантического анализа. Техника семантического анализа музыкальной темы инструментального сочинения.

Некоторые особенности смысловой организации вокального произведения.


Литература

  1. Шаймухаметова Л. Смысловые структуры музыкального текста как проблема практической семантики // Музыкальное содержание: наука и педагогика. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. / МГК им. П. И. Чайковского.- Москва-Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. – С. 84-101.

  2. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. – М.: Кимос-Ард, 1997.

  3. Медушевский В. Интонационная форма музыки. Исследование. – М.,1993.

  4. Медушевский В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. Музыка.-1980. № 9.- С.39-48.

  5. Барсова И. Опыт этимологического анализа // Сов. Музыка – 1985. № 9. С. 59-66.

  6. Шаймухаметова Л. Семантические процессы в музыкальной теме. Автореф. ... доктора иск. М., 2000.

  7. Ланге В. О роли семантического анализа в интерпретации музыкальных произведений // Вопросы оптимизации учебного процесса в музыкальном вузе. Сб. тр.: РАМ им. Гнесиных. Отв. ред.-сост. Ю. Рагс, Л. Шаймухаметова.- М.,1993. – Вып. 125.- С. 97-110.

  8. Ланге В. Сематика уртекста и вопросы исполнения старинной клавирной музыки //Семантика старинного уртекста.Сб. статей.-Отв. ред.-сост. Л. Шаймухаметова.- Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002. – С. 3-16.

  9. Шаймухаметова Л. , Селиванец Н. Семантические процессы в тематизме сонат Д. Скарлатти.-Уфа, 1998.

  10. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы.:Уч. пособие // РАМ им. Гнесиных.- М.,1998.

  11. Казанцева Л. Тема как категория музыкального содержания //Муз академия . 2002. № 1. – С. 131-139.

  12. Шаймухаметова Л. Семантика музыкального диалога в клавирных произведениях западноевропейских композиторов XVII – XVIII веков // Семантика старинного уртекста.Сб. статей/ Отв. ред-сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002. - С. 17-37.

  13. Алексеева И. Интонационная лексика западноевропейского барокко (на примере бассо-остинатных жанров): Очерк.- Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.

  14. Захарова О. Риторика и клавирная музыка XVIII века// Музыкальноая риторика и фортепианное искусство.Сб. тр. :ГМПИ им. Гнесиных.- М.,1989. Вып. 104.

  15. Понизовкин Ю. Проблемы интерпретации и редактирования клавирных произведений И. С. Баха. - М.: РАМ им. Гнесиных, 1996.

  16. Кузнецова Н. О вариантном прочтении и переинтонировании старинного уртекста // Семантика старинного уртекста.- Сб. статей/ Отв. ред-сост. Л. Н. Шаймухаметова. Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002. – С. 37-54.

  17. Степанова И. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. Монография. – М.,1999.

  18. Пилипенко Н. К проблеме сематического метода анализа музыки с текстом ( на примере цикла «Прекрасная мельничиха») // Внемузыкальные компоненты композиторского текста. Межвузовск. Сб. ст. / отв. ред.-сост. Л. Н. Шаймухаметова. –С. 26-42.

  19. Шаймухаметова Л. Семантика жанрово-интонационных формул в контексте вокального цикла Р. Шумана «Любовь и жизнь женщины» // Семантический анализ музыкальной темы. Уч. пособие: РАМ им. Гнесиных.- М.,1998. – С. 112-124.

  20. Шаймухаметова Л., Зиляева Г. Модификация темы любви как способ раскрытия образа лирического героя в вокальном цикле Э. Денисова «Страдания юности» // Смысловые структуры в музыкальном тексте. Сб. тр.: РАМ им. Гнесиных; Уфимский гос. ин-т искусств. М.,1998. – Вып. 150. – С. 67-77.

  21. Кривошей И. Вербальные компоненты в музыкальном тексте романсов С. Рахманинова. Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.

  22. Кривошей И. Пластические элементы композиторского текста романсов С. Рахманинова. Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.


Тема 7. Семинар
Тема 8. Проблемные ситуации и ролевые игры в работе над текстами клавирных произведений в классе фортепиано. Интонационные этюды как форма обучения.
Мастер-классы для педагогов-пианистов ДМШ по теме «Музыкальный текст и исполнитель» (авторский курс Шаймухаметовой Л. Н. ).Типология музыкальных текстов в системе «композитор -исполнитель - слушатель» и принципы взаимодействия с ними начинающего пианиста: фольклорный текст и его обработка, старинный уртекст барокко и приемы его преобразования (вариантность изложения), текст классического произведения крупной формы (анализ содержания и интерпретация), текст фортепианных миниатюр, несложных пьес для камерного бытового музицирования (аранжировка, переложение, транскрипция). Проблемные ситуации, диалоги и ролевые игры: «Если бы композитором был я...», «Если бы редактором был я...» и т. п. в работе с музыкальным текстом разных стилей.
Литература

  1. Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. –Л.: Музыка, 1979.

  2. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И. С. Баха.- М.,1993.

  3. Кириченко П. Интонационные этюды в классе общего фортепиано. Методическая разработка. - Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2001.

  4. Кириченко П. Интонационная лексика и артикуляция пластических и риторических фигур в клавирных сочинениях барокко. - Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.

  5. Алексеева И. Интонационная лексика западноевропейского барокко (на примере бассо-остинатных жанров): Очерк. - Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.

  6. Холопова В. Пассакалия c-moll И. С. Баха в нимбе евангельского сюжета // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Сб. тр. МГК им. П. И. Чайковского. / Сост. А. Меркулов –М., 2001.-Вып.32.- С. 64-77.

  7. Леонова Г. Музыкальные аффекты в «Хорошо темперированном клавире» И. С. Баха // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Сб. тр. МГК им. П. И. Чайковского. / Сост. А. Меркулов –М., 2001.-Вып.32.- С. 110-138.

  8. Фролкин В. Органологическая (инструментоведческая) терминология в курсе «История фортепианного искусства» //Музыкальное образование на пороге XXI века в контексте эволюции отечественного музыкального искусства. Материалы Российской научно-практической конференции 17-18 декабря 1998 г.Оренбург, 1998. – С.87-90.


Тема 9. Диалоги-этюды и ролевые игры в работе с клавирным текстом барокко

Специфика старинного уртекста, технология и алгоритм преобразований: регистровки, дублировки, орнаментирование, свертывание и развертывание, зеркальные перестановки, инверсии мотивов, техника аrs combinatoria и др.
Литература

1.Кузнецова Н. Нетрадиционные формы работы над полифоническими произведениями И. С. Баха в классе фортепиано.- Методическая разработка.- Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2001.

  1. Шаймухаметова Л., Юсуфбаева Г. Инструктивные сочинения И. С. Баха для клавира в практике обучения творческому музицированию.- Уфа, 1998.

  2. Маргулис в. Об исполнительских указаниях в клавирной музыке И. С. Баха // Сов. Музыка-1974. № 8. – С.68-72.

  3. Шаймухаметова Л., Кириченко П. Интонационные этюды в классе фортепиано (ролевые игры и задания по композиции на материале клавирной музыки западноевропейских композиторов 17-18 вв.). – Уч. пособие. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГАИ, 2002.

  4. Филиппова О. Basso continuo на клавесине (стилистика и приемы исполнения) // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. Сб. тр. МГК им. П. И. Чайковского. / Сост. А. Меркулов –М., 2001.-Вып.32.- С.100-109.

  5. Ройзман Л. Об исполнении украшений (мелизмов) в произведениях старинных композиторов (17 – первой пол. 18 столетия) // Очерки по методике обучения игре на фортепиано. Сб. статей под ред. А. Николаева.- М.,1965. – Вып. 2.- С. 95-125.


Тема 10. Сюжетные виды музыкального диалога в работе с фрагментами классических произведений разных стилей

Интонационные этюды как форма межпредметной связи. Два вида интонационных этюдов: 1) на основе авторского текста, 2) на основе заданной модели. Задачи формирования навыков смысловой расшифровки и артикуляции музыкальной темы классического произведения. Задачи формирования навыков свободного переизложения (переложение, аранжировка) авторского текста в различные иструментальные составы. Роль интонационных этюдов в овладении навыками импровизации.

Сюжетные виды музыкального диалога как дидактическая система. Характеристика сюжетных видов диалога.

^ Театральный диалог – сюжетные действия с участием «кочующих» героев и персонажей; пластический диалог – сюжетное воплощение танцев и образов танцующих; тембровый диалог – воспроизведение в клавирном тексте quasi-тембровых звучаний в сюжетных сценах «музицирования» («музыка в музыке»); концертный диалог – сюжетное воплощение диалогических структур continuo-solo, tutti-solo в тематизме фортепианных произведений 17-18 веков; динамический диалог –сюжетное воплощение пространственных эффектов; синтаксический диалог – бессюжетный вид диалога, организуемый зеркальной перестановкой на основе синтаксических единиц текста (период, предложение, фраза, мотив).
Литература

  1. Шаймухаметова Л. Семантический анализ музыкальной темы.-Уч. пособие.-М.: РАМ им. Гнесиных, 1998.

  2. Шаймухаметова Л. Диалоги-этюды в работе исполнителя с музыкальным текстом (на примере фортепианных произведений западноевропейских композиторов 17-18 вв.).- Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2003.

  3. Асфандьярова А. Семантика и артикуляция образов пасторали в медленных частях фортепианных сонат Гайдна. Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2001.

  4. Асфандьярова А. О способах воплощения менуэта в фортепианных сонатах Гайдна. Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.

  5. Тухватуллина Н., Кириченко П. Структура и функции орнамента в музыкальном тексте фортепианных сонат Й. Гайдна. Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.

  6. Гарипова Н. Интонационная лексика и стилистика фортепианных произведений башкирских композиторов. Серия «В помощь слушателям ФПК».-Уфа: РИЦ УГИИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2002.


Тема 11. Инновационные методы и формы педагогической работы на уроках сольфеджио (разработки Лаборатории музыкальной семантики УГАИ)

Межпредметные связи в системе музыкального языка и речи. Фортепиано на уроках сольфеджио. Внемузыкальные компоненты (движение и пластика, стихи, речевые ситуации, театральные диалоги) на уроках сольфеджио в ДМШ: научно--методические разработки и учебные пособия Лаборатории музыкальной семантики УГАИ.
Литература

  1. Шаймухаметова Л., Исламгулова Р. Музыкальный букварь в играх, загадках, картинках.- Уфа,2000.

  2. Федорова Л. Веселое сольфеджио. Уч.-методич. пособие для 1-го класса ДМШ.- Уфа, 2003.

  3. Кильдиярова А. Стихи на уроках сольфеджио. Методическая разработка. – Уфа: РИЦ УГАИ, Лаборатория музыкальной семантики, 2003.

  4. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио. Методич. разработка. В 4-х вып. / Сост. Л. Шаймухаметова. Уфа, 1998- 1999.

  5. Шаймухаметова Л.,Исламгулова Р. Тематические рабочие тетради для ДМШ в 6 выпусках: Вып. 1 «Звуковые краски музыки»; вып. 2 «Звук и темп, или кто как двигается», вып. 3 «Динамические превращения звука»; вып. 4 «Лесная школа профессора Жирафа»; вып. 5 «Звук, ритм и фантазия»; вып. 6 «Веселые интервалы». Уфа, 1999-2003.

  6. Шаймухаметова и др. Семантическая азбука пианиста . В 4-х выпусках. Вып. 1 «Звук и смысл»; вып. 2 «Пластика в элементах музыкальной речи»; вып. 3 «Если хочешь стать волшебником»; вып.4 «Веселые скоморошины». –Уфа, 1998.


Тема 12. Семинар
Тема 13. Из зарубежного опыта построения образовательных систем. Система музыкального воспитания К. Орфа и ее традиции в современном образовательном процессе

Карл Орф - композитор и педагог. Концепция эстетического воспитания К. Орфа. Инстиут Орфа в Зальцбурге.

Элементарное музицирование, роль фольклора и ритмического воспитания в системе Орфа. «Метод партитуры» К. Орфа и его роль в разработке предметных методик.

Традиции Орфа в российском эстетическом воспитании и массовом музыкальном образовании. «Орфовские чтения» в России. Методические разработки педагогов-практиков.
Литература:

1.Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под ред. Л. Баренбойма. Л.,1970.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию.- Л.,1979.

3. Баренбойм и др. Школа музицирования. Л.,19...

4.Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке: Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано/ ьОбщ. Ред. Л. Баренбойма.- Л.:Музыка, 1988.

5.Шаймухаметова Л. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио.В 4-х выпусках. Общ. Ред. Л. Шаймухаметовой. – Вып. 4 «Веселая ритмика». –Уфа. 2003.

6.Поплянова Е. Чики-брики-гав: песни, игры, каноны для уроков музыки и детских праздников, ручные ритмознаки.- Челябинск, 1996.
Тема 14. Концепция музыкального воспитания З. Кодая.

Золтан Кодай – композитор, музыкальный просветитель и педагог. Концепция Кодая: хоровое исполнительство и фольклор как основа музыкально-образовательной системы.Особенности ладовой организации венгерской песни, пентатоника - ведущий фактор воспитания музыкального мышления.

Литература

  1. Кодай З. Избранные статьи. /Сост. и общ. ред. И. Мартынова. Пер. с венгерского П. Вейса.- М.,1982.- Раздел 3- с. 145-286.

  2. Музыкальное воспитание в Венгрии / Под ред. Л. Баренбойма. – М.,1986.


Тема 15. Семинар
Тема 16. Концепция ритмического воспитания Ж. Далькроза и проблемы преподавания предмета «Ритмика» в России и за рубежом.

«Ритмические игры» Ж. Далькроза, идея «зримой музыки». Авторская концепция пластической ритмики и программа упражнений Далькроза. Метрические и ритмические упражнения применительно к сольфеджио и фортепиано. Современные теоретические концепции ритма и проблемы преподавания предмета «Ритмика» в России и за рубежом.
Литература

  1. Жак-Далькроз Ритм.- М.: Классика-XXI, 2001.

  2. Холопова В. Музыкальный ритм.- М.,1980.

  3. Холопова В. Русская музыкальная ритмика. М.,1983.

  4. Аркадьев М. Хроноартикуляционные структуры в клавирном творчестве И. С. Баха.- Муз. академия.-2000. № 2. – С. 2-13.


Тема 17. Система общего музыкального воспитания Дм. Кабалевского

Причины и предпосылки реформы музыкального воспитания в общеобразовательной школе, заявка на системный подход. Программа Кабалевского: цели, задачи, принципы построения, формы работы. Установка на формирование слушательского восприятия через изучение элементов музыкального языка и речи. Тематический принцип построения урока и его системообразующие компоненты. Учебно-методическое обеспечение программы. Региональные варианты.

Литература

  1. Программа по музыке ( с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. М.:

НИИ школ,1983

  1. Кабалевский Дм. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы //Программа по музыке. 1-3 классы.М.: НИИ школ,1983. С. 3-30.


Учебно-методическое издание
Современные музыкально-педагогические системы
Программа







Похожие:

Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconУчебник для вузов Учебник посвящен анализу и современной интерпретации...
Учебник предназначен для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «психология», представляет интерес для врачей и практикующих...
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconКнига предназначена в качестве учебника для студентов вузов железнодорожного...
Книга предназначена в качестве учебника для студентов вузов железнодорожного транспорта дисциплины «Железнодорожный путь» по специальности...
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconСедугин П. И. Жилищное право: Учебник для вузов. С28 2-е изд., перераб и доп
Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция"
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconЛитература Лучевая диагностика: учеб для студентов мед. Вузов
Лучевая диагностика: учеб для студентов мед. Вузов /под ред. Г. Е. Труфанова. М.: Гэотар-медиа. Т. 2007. 412 с.: ил. Гриф умо
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconН. Н. Рощина педагогика
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, педагогических отделений вузов и магистрантов
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconСерднего профессионального образования
Рабочая программа по дисциплине "Автоматизированные расчетно-аналитические системы" для студентов специальности 230105 «Программное...
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconСинелыциков Ю. П. Прокурорский надзор: Учеб- ное пособие
Учебное пособие подготовлено в соответствии с государственными стандартами для вузов и предназначено для студентов юридического факультета...
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconВопросы к экзамену по курсу «хозяйственное право» для студентов специальности...
Вопросы к экзамену по курсу «хозяйственное право» для студентов специальности «правоведение» 4 курса дневной формы получения образования...
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconВопросы к экзамену по курсу «Международное публичное право» для студентов...
Вопросы к экзамену по курсу «Международное публичное право» для студентов специальности «правоведение» 4 курса дневной формы получения...
Программа по курсу «Современные музыкально-педагогические системы» для студентов музыкальных вузов по специальности «Музыковедение» iconПрограмма преддипломной практики для студентов специальности «Менеджмент организации»
Программа преддипломной практики для студентов специальности «Менеджмент организации» 080507 специализации «Корпоративный менеджмент»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
dopoln.ru
Главная страница